general: info@avtocentr.in.ua, advertising: pr@avtocentr.in.ua

В поисках истины. Путешествие по крупнейшим авторынкам Сибири: рост цен, дефицит автомобилей, масса перекупщиков

Те, кто читали предыдущие обзоры автомобильного рынка на , наверняка помнят, что нами в то время исследовалось положение дел только на новосибирском автомобильном рынке. Однако, помня о вполне понятном удивлении читателей на этот счет, мы решили несколько расширить географию наших поисков. Ведь, действительно, крупные автомобильные рынки имеются не только в Новосибирске, но и в других городах-миллионниках, таких как Красноярск и Омск. Поэтому решил проехаться по автомобильным торговым площадкам этих городов, дабы посмотреть, а что там, собственно, происходит? В это раз мы смотрели какие автомобили может приобрести покупатель на автомобильных рынках этих регионов, располагая бюджетом до 300 тысяч рублей. Думаю, стоит пояснить, почему мы выбрали именно эту ценовую категорию.

Дело в том, что именно такой срез автомобильного рынка хорошо иллюстрируют изменения, произошедшие в этой сфере в прошлом году. А они есть и весьма ощутимые. На примере наиболее часто встречающихся в продаже автомобилей этой ценовой категории мы проанализировали «что было, что есть и что будет». Проще говоря, посмотрели ситуацию на автомобильных рынках Сибири в ретроспективе, но пока без попыток делать прогнозы на будущее, поскольку в нашем уравнении пока существует несколько неизвестных факторов. Например, недавние события в Японии (цунами 11 марта и радиация с Фукусимы). Общая ситуация на автомобильных рынках Сибири: цены резко поднялись, автомобилей не хватает, зато перекупщиков в избытке Весна на авторынке “Столица”, Новосибирск В течение зимы-весны 2010-2011 я путешествовала по автомобильным рынкам Новосибирска, Красноярска и Омска, попутно изучая автомобили, выставленные на продажу через интернет-объявления в трех городах, для того, чтобы определить нынешнее положение дел в этой сфере, посмотреть, что случилось с ценами на автомобили за этот год, какие модели сейчас пользуются наибольшим спросом среди покупателей и какие машины могут предложить нам продавцы на автомобильных торговых площадках и вне их. Размышляя об итогах 2010 года, касающихся положения дел на крупных автомобильных рынках регионов Сибири, я вспоминаю самые главные тенденции ушедшего года, которые красной нитью прошли через две тысячи десятый и плавно перетекли в год две тысячи одиннадцатый. Сразу отмечу, что разговор пойдет о подержанных автомобилях и, в основном, это будут иномарки, поскольку вопрос ситуации на рынке новых автомобилей является весьма обширной темой, которую стоит рассматривать отдельно. Итак, самым главным и грустным трендом на автомобильных рынках крупнейших городов Сибири в ушедшем году стал значительный рост цен на подержанные иномарки.

По сравнению с 2009 годом, подержанные автомобили во всех вышеозначенных городах подорожали, в среднем, на 30-50 тысяч рублей и более. Особенно заметно выросли цены в наиболее востребованном на данный момент покупателями ценовом сегменте от 200 до 300 тысяч рублей. По единодушному мнению всех опрошенных участников авторынков Новосибирска, Омска и Красноярска именно автомобили в ценовой категории от 200 до 300 тысяч рублей «уходят» быстрее и проще всего. Поэтому на эти предложения о продаже мы сегодня обратим самое пристальное внимание. В нашем обзоре мы упомянем некоторые наиболее часто встречающиеся модели в этой ценовой категории, а более подробно варианты и ценовые расклады в трех городах выведем в отдельную сводную таблицу.

Средний возраст таких автомобилей, как правило, составляет 10-15 лет. В основном, это автомобили с правым рулем, поскольку достаточного для удовлетворения существующего спроса количества дешевых иномарок с левым рулем на рынках пока так и не появилось. Признанным лидером по продажам здесь называется бренд Toyota, однако, и все другие марки и модели также пользуются повышенным спросом, поскольку уже не первый месяц на автомобильных рынках Сибири наблюдается значительный дефицит автомобилей по обозначенной нами выше цене, особенно, автомобилей в хорошем состоянии. Если пару лет назад покупатель обычно становился счастливым обладателем своего автомобиля, потратив примерно неделю на поиски, то сейчас средний срок поиска 10-летней машины в нормальном техническом состоянии составляет около месяца, потому что выражаясь живым языком покупателей: «На рынке одни дрова, а стоящие варианты по объявлениям мгновенно сметаются перекупщиками». Основной причиной резкого роста цен на подержанные иномарки можно назвать образовавшийся внутри региона дефицит автомобилей, возникший вследствие введения заградительных таможенных пошлин, которые привели к резкому снижению объемов импорта недорогих автомобилей в страну. Причем, такая политика опять же ударила по тем покупателям, в бюджете которых имеется сумма в размере 150-350 тысяч рублей. Дело в том, что спрос на автомобили дороже 400-500 тысяч рублей худо-бедно удовлетворяется теми машинами, которые пригоняются игроками рынка из Москвы и других западных регионов России, а также, в последнее время, из Белоруссии. Кроме того, здесь не зевают и официальные дилеры, предлагающие новые иномарки. Более же дешевые автомобили покупателям и продавцам на данный момент взять просто неоткуда, поскольку такой автопарк с каждым годом стареет и все больше изнашивается. Кроме того, ввезти недорогие подержанные машины из-за границы стало практически невозможным, а те бюджетные автомобили, которые производятся внутри страны, еще не появились в продаже в массовом количестве.

Не стоит забывать и о покупательских предпочтениях: немалая часть потребителей пока еще просто не готова приобретать «свежую» бюджетную иномарку с левым рулем или автомобиль российского производства, поскольку эти люди привыкли больше доверять машинам изначальной родиной которых стала Япония. Впрочем, здесь же стоит отметить, что сейчас появляется все больше людей, которые никогда не ездили на автомобилях с правым рулем, либо по каким-то причинам решили отказаться от эксплуатации автомобилей с правосторонним расположением руля и поэтому готовы купить (и покупают) недорогие авто с левым рулем. Или записываются в очередь за новыми бюджетными машинами в автосалонах официальных дилеров, например, за Volkswagen Polo Sedan или Hyundai Solaris. Как вариант, за Lada Priora или Lada Kalina. Кроме того, усиление образовавшегося дефицита недорогих подержанных автомобилей подстегнула выросшая доступность автокредитов, которые вновь стали выдаваться банками в достаточно больших количествах, а также общий рост доходов населения по сравнению с «кризисным» 2009 годом. Самый пик ажиотажного спроса на подержанные автомобили пришелся на осень 2010 года: в течение августа, сентября и октября продавать по несколько машин в неделю было для участников рынка обычным делом.

И такой бешеный спрос тоже, в свою очередь, привел к резкому скачку цен, от которого в итоге пострадали все: покупатели уже не могли позволить себе приобрести желаемый автомобиль, а продавцы – реализовать свой товар по желаемой цене. Однако, цены не снижались в течение всего ноября и первой половины декабря. Некоторая коррекция произошла только во второй половине декабря-первой половине января, однако, это, скорее, были единичные случаи. Но все же сейчас вполне можно обнаружить относительно недорогой автомобиль даже на авторынке, поскольку с конца декабря и до весны в автомобильных продажах подержанных автомобилей наступает своеобразный «мертвый сезон». Вследствие возникшего дефицита важнейшим критерием при покупке машины становится не год выпуска, а ее техническое состояние и отличный внешний вид. По этой причине ухоженные автомобили чаще всего стоят значительно дороже, чем машины со средней рыночной ценой, но продавцы таких вариантов не склонны торговаться, поскольку уверены, что в любом случае такая машина будет продана, так как выбора подержанных автомобилей популярных марок в хорошем состоянии на рынке практически нет. Кроме того, дефицит подержанных автомобилей привел к тому, что на автомобильных рынках Сибири стала появляться масса машин из других регионов страны. Чаще всего, это соседние города и области. Например, в Новосибирске, как правило, это Омск, Кемерово, Барнаул, Томск, реже Тюмень, Красноярск и Иркутск (вот наглядный пример с иллюстрациями). В Красноярске достаточно часто встречаются автомобили с транзитными номерами Кемеровской области, иногда попадаются автомобили из Новосибирска и даже из Омска. На авторынке Красноярска замечено достаточно много автомобилей с приморскими транзитными номерами, такие машины пригоняют из Владивостока и Хабаровска уже с пробегом по этим городам.

В Омске чаще всего встречаются автомобили с тюменскими транзитами и иногда попадаются автомобили из Новосибирска. Однако, в целом, тенденция такова, что это в Омске новосибирские перекупщики приобретают автомобили и перегоняют их в Новосибирск для продажи. В общем, если раньше автомобили с транзитными номерами другого региона вызывали справедливое подозрение, поскольку историю такой машины проверить сложно, то теперь продажи и покупки подобных вариантов стали совершенно обычным делом. Еще одной очень явной тенденцией стал переход значительной массы продаж и покупок из реальности, так сказать, в виртуальность. Проще говоря, в данный момент появилась весомая прослойка как продавцов, так и покупателей, которые предпочитают совсем не посещать автомобильные рынки своих городов, а продавать или приобретать автомобили через объявления в сети интернет. Например, на . И это неудивительно, поскольку такая схема удобна всем. Продавец снижает свои денежные и временные затраты, поскольку ему не нужно перегонять машину на авторынок, платить за это деньги и тратить свое время. К тому же, зачастую, автомобили в хорошем состоянии по привлекательной цене продаются через интернет буквально за полчаса-час, поэтому в таких случаях ехать на автомобильные торговые площадки и вовсе не имеет смысла.

Плюсы для покупателя тоже понятны: не нужно тратить свое время на хождение по авторынкам, где автомобили расположены довольно хаотично и найти то, что тебе нужно иногда становится целой проблемой. В интернете же можно спокойно подобрать себе машину, почитать отзывы, сравнить комплектации и так далее. Да и новые объявления о продаже машин появляются каждый день. Кроме того, в настоящее время в интернет-объявлениях на том же по некоторым маркам и моделям выбор значительно больше, чем на торговых площадях стационарных автомобильных рынков.

Особенно это характерно для Новосибирска. Например, на момент написания статьи на было размещено около 19 тысяч объявлений о продаже легковых автомобилей в Новосибирской области. На автомобильном рынке города, по субъективным оценкам, торгуется около 3-4 тысяч автомобилей. Разница, как говорится, налицо.

Примерно такая же ситуация складывается и в Красноярске: в интернет-объявлениях на популярных ресурсах представлено значительно больше подержанных автомобилей с пробегом по России, чем на стационарной торговой площадке. Что касается Омска, то в этом городе тем более есть смысл приобретать автомобиль именно через сеть, поскольку достаточно большое количество машин, представленных на городском авторынке, в ценовой нише 150-300 тысяч рублей находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. При этом число автомобилей на «рынке в Нефтяниках» в разы меньше, чем в двух других рассматриваемых нами регионах. Интересно, что в Омске, в отличие от Красноярска и Новосибирска, достаточно сильные позиции пока еще сохраняют местные печатные издания с автообъявлениями. Автомобильные рынки трех городов: кажется, что машин много, но выбрать нечего Когда попадаешь на автомобильный рынок Новосибирска, создается впечатление, что выбор автомобилей в этом торговом комплексе достаточно широкий. Проще говоря, машин много. Особенно это стало заметным после того, как на площадях авторынка стали продаваться автомобили российского производства, которые заняли большую часть ранее пустующих мест. Однако, несмотря на кажущееся изобилие вариантов, начиная подбирать себе конкретную машину, понимаешь, что подходящих вариантов определенной марки оказывается совсем немного. Точно такое же ощущение возникает и при взгляде на красноярский автомобильный рынок: большие площади, большое количество автомобилей.

Правда, в основном, «свежих» и дорогих и совсем небольшой «пятачок», где продаются недорогие подержанные иномарки с пробегом. Немного отвлекусь от темы, но что касается красноярского авторынка, то мне, как человеку попавшему туда в первый раз, почему-то больше всего запомнились строгие надписи по периметру: «Оформившим справку-счет не на территории авторынка штраф 3000 рублей» или «За торговлю рядом с территорией авторынка штраф 3000 тысячи рублей». На мой резонный вопрос о том, как же дирекция авторынка узнает, что покупатель собирается оформить договор-купли продажи за территорией авторынка и каким образом его смогут за это оштрафовать, продавцы лишь хитро улыбались в ответ. Впрочем, любой здравомыслящий человек легко может ответить на этот вопрос самостоятельно.

И все-таки общими чертами у автомобильных рынков двух вышеназванных городов является относительная цивилизованность. Да, автомобили расставлены достаточно хаотично и не всегда сразу можно отыскать ту модель, которая тебе нужна, но, тем не менее, хотя бы примерное направление поисков интуитивно понятно. Тем более, что искать приходится на ровной асфальтированной площадке, где намытые до блеска автомобили только и ждут, чтобы покупатель обратил на них свой благосклонный взор. Совсем другое впечатление производит автомобильный рынок в Омске. Расставленные совершенно невообразимым образом прямо вдоль проезжей части автомобили, скользкие обочины, по которым вынуждены пробираться покупатели, ежесекундно рискуя, упав на дорогу (по которой, между прочим, постоянно ездят машины), переломать себе ноги, и необходимость обхода разбросанных в разных концах рынка «островков цивилизации» в виде заасфальтированых стоянок, никак не доставляют удовольствия при выборе автомобиля.

И тут же возникает совершенно резонный вопрос: «А почему бы не согнать все эти автомобили с дороги на одну большую стоянку и не создать таким образом более-менее цивилизованную площадку для торговли автомобилями?». Однако, ответа на этот вопрос нет и, видимо, не будет еще долго. Впрочем, вернемся к делу и посмотрим, что же могут предложить нам автомобильные рынки крупнейших сибирских городов, если у нас есть сумма от 150 до 300 тысяч рублей. Скажем прямо, сложнее всего придется тем покупателям, в бюджете которых на приобретение автомобиля предусмотрена сумма в районе 150-200 тысяч рублей. За эти деньги ни по объявлениям, ни, тем более на автомобильном рынке выбрать практически нечего, если не принимать во внимание покупку русской машины. Однако, такие варианты мы здесь рассматривать все-таки не будем, а посмотрим, какую же иномарку можно купить, имея в распоряжении 150-200 тысяч российских рублей. Немного «лирических рассуждений» по поводу цен на примере одной конкретной модели. Стараниями нашего правительства, внедрившего повышенные пошлины на ввоз иномарок, что привело к их дефициту и вполне ожидаемому взвинчиванию цен, с некоторыми популярными у покупателей моделями сложилась совершенно парадоксальная ситуация – машина стареет, а цена на нее растет, как на дрожжах.

Нет-нет, это не рариретные «126-е» Мерседесы и прочие коллекционные редкости, это всего лишь такой обыденный автомобиль, как пресловутый Toyota Mark II в так называемом «90-м кузове». Тот самый, который производился с 1992 по 1996 годы и который многими считается практически легендарным. Такие автомобили 93-94 года выпуска в Новосибирске еще год-полтора назад можно было приобрести, в среднем, за 170 тысяч рублей. Впрочем, можно было найти варианты и подешевле.

Причем, цена на эти модели не особенно зависела от мотора, которым был оснащен такой автомобиль. Хотя, в этом плане ничего не изменилось и сейчас: абсолютно не важно, какой мотор стоит на подобном «Марке», цена все равно будет такой, от которой, без преувеличения, «волосы встают дыбом». В среднем, это 200 – 230 тысяч рублей на старте. Причем, такая ситуация характерна, как для Новосибирска, так и для Красноярска.

В Омске за эту модель иногда просят чуть меньше, но встречаются и вот такие исключения из правил. Если вспомнить о «родном брате» Toyota Mark II, который зовется Toyota Chaser, то здесь можно встретить и вовсе «вопиющие» предложения, вроде этого: http://novosibirsk. /toyota/chaser/4562044.html.

Конечно, «Чайзер» – достаточно редкая машина и всегда считался дороже «Марков», но не до такой же степени. Самое странное, что цены на «Марки» следующего поколения не так уж сильно отличаются от стоимости своих предшественников. Во всех трех городах иногда попадаются интересные варианты Toyota Mark II по цене в районе 225-230 тысяч рублей. Как, например, вот такой в Новосибирске: http://novosibirsk. /toyota/mark_ii/4450085.html, вот такой в Красноярске, или вот этот в Омске.

Хотя, нельзя исключить, что свою роль в этих случаях здесь сыграли новогодние праздники, во время которых и сразу после них традиционно снижается покупательский спрос на автомобили и одновременно появляется некоторое количество интересных и недорогих, по сравнению со среднерыночными ценами, предложений о продаже машин. Особенно это характерно для автомобилей с задним приводом, так как зимой их востребованность в наших регионах традиционно снижается, уступая пальму первенства автомобилям с передним или полным приводом. Впрочем, нужно помнить, что интересные по цене и состоянию варианты все равно продаются очень быстро, даже сейчас, поскольку за дело берутся перекупщики. Тем более, что лето уже не за горами, а спрос на мощные заднеприводные автомобили в этот период обычно резко набирает обороты. Правда, стоит отметить, что этой зимой даже «маркообразные» продавались очень неплохо (заметно активнее, чем в прошлогодние зимы), а это говорит о том, что покупателям уже не до излишних выборов (а ля задний, передний или полный привод зимой), если машина в хорошем состоянии, то она продается независимо от ее модификации. Между прочим, на торговых площадках автомобильных рынков сибирских городов подержанных автомобилей 1993-2000 гг. представлено достаточно мало (единственным исключением, пожалуй, можно назвать город Омск, где количество таких машин, по субъективным подсчетам, составляет примерно половину от всех продаваемых на рынке автомобилей).

Как правило, 10-15-летние машины продаются достаточно легко и быстро по объявлениям, а до рынка в итоге просто не доезжают. Поэтому такие автомобили стоит искать именно через интернет-объявления. Причем, это касается практически всех марок и моделей с ценой примерно до 330 тысяч. Имея такую сумму в рапоряжении уже можно идти на автомобильный рынок с намерением выбрать себе автомобиль.

Если же в бюджете есть сумма в размере от 380 тысяч рублей, то, пожалуй, одним из лучших вариантов может стать заказ автомобиля с аукциона. Кстати, эксперты отмечают все возрастающий интерес покупателей именно к таким автомобилям (по сравнению с кризисным 2009 годом). В основном, это машины с аукционов Японии и иногда Кореи. P. S. В связи с событиями в Японии многие покупатели с опаской относятся к идее заказа автомобилей через аукционы, однако эксперты уверяют, что аукционы работают в штатном режиме и, в целом, система торговли автомобилями с аукционов не пострадала, поставки машин из Японии в Россию идут обычным порядком. Сводная таблица ориентировочных цен на самые распространенные автомобили с ценой до трехсот тысяч рублей в Новосибирске, Красноярске и Омске (тыс. руб.) Марка/модель Год выпуска Новосибирск Красноярск Омск Седаны и малолитражки стоимостью от 150 до 200 тысяч рублей Honda Domani 1993-1994 135-150 135-170 115-125 Toyota Carina 1993-1994 150-155 165-190 150-165 Toyota Vista 1993-1994 160-180 145-170 160-165 Toyota Corona 1993-1994 От 170 170-200 170-190 Mazda Demio 1999-2001 170-195 180-190 160-185 Nissan Cube 2000-2001 180-195 175-205 170-180 Toyota Corolla 1997-1998 175-195 170-200 180-210 Toyota Corona Exiv / Toyota Carina ED 1994-1996 180-185 180-220 180-200 (95-96 г. в.) Toyota Camry 1994-1996 175-200 205-225 195-200 Toyota Vitz 1999-2000 200 200-210 195-215 Toyota Mark II 1993-1995 190-230 Nissan Cefiro 1995-1996 160-200 От 170 175-195 (96-97 г. в.) 1999-2001 220-290 260-280 (2001 г. в.) 280-300 (2001 г. в.) Nissan Sunny 1999-2000 180-210 205-225 205-225 Седаны стоимостью от 230 до 300 тысяч рублей Toyota Vista 1996-1997 220-240 200-240 200-225 Toyota Corona Premio 1996-1998 200-265 250-265 225-250 2000-2001 260-300 285-300 295-310 Toyota Carina 1997-1999 250-270 230-260 230-250 Mitsubishi Lancer Cedia 2002 240-260 245-255 245-260 Honda Civic Ferio 2002 250-280 270-280 н. д. Toyota Mark II 1997-1999 250-300 275-320 275-300 Универсалы стоимостью от 240 до 300 тысяч рублей Toyota Caldina 1999-2001 285-315 270-340 От 250 Toyota Vista Ardeo 2000-2001 285-330 300-350 290-300 Toyota Probox 2002-2004 250-300 250-320 250-325 Nissan Wingroad 2003 255-310 250-270 250-290 Небольшие минивэны стоимостью от 240 до 300 тысяч рублей Toyota Corolla Spacio 1999 260-300 280-300 (2000 г. в.) 220-230 (1997 г. в.) Toyota Funcargo 2002-2003 260-275 240-270 (2001-2002 г. в.) От 250 (2001 г. в.) Nissan Tino 1999-2000 250-300 275-310 250-300 Toyota Opa 2000-2001 290-330 300-330 (2001 г. в.) 310-320 (2001 г. в.) Автомобили с левым рулем Ford Focus 2000-2001 260 – 300 270-300 253-300 (2003 г. в.) Предыдущие обзоры рынков от : Обзор рынка автомобилей. Ищем бюджетные универсалы (29.10.2010) Обзор рынка автомобилей. Ищем «свежие» седаны по цене от 500 до 600 тысяч рублей (03.08.2010) Обзор рынка автомобилей. Как найти бюджетный кроссовер за 600 тысяч рублей (18.06.2010) Обзор рынка автомобилей.

В поисках седана по цене до 500 тысяч рублей (14.05.2010) Обзор рынка автомобилей. Ищем бюджетный авто для города (25.03.2010) Обзор рынка аукционных минивэнов (цены, характеристики, варианты) от (11.02.2010) Екатерина Юная весна Логинова

Add a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

© Copyright 2000 Automobile center