general: info@avtocentr.in.ua, advertising: pr@avtocentr.in.ua

Репортаж с «ручного» производства АвтоВАЗа: броневики, внедорожники, пикапы и диковинки

У ВАЗа есть несколько заводов-сателлитов, мелкими сериями выпускающих продукцию, которую самому ВАЗу держать на конвейере невыгодно. Самые известные из таких «придворных» предприятий – ВИС-Авто и Бронто. Первый специализируется на коммерческой технике на базе ВАЗовских моделей, второй – на внедорожниках и бронеавтомобилях на базе старой Нивы (Лады 4х4). За двадцать лет существования эти предприятия создали немало интересных конструкций, но сейчас, после череды реорганизаций на основном заводе, сосредоточились только на востребованных моделях. Более того, принято решение о слиянии этих фирм. Мы посетили объединённый завод ВИС-Авто/Бронто и посмотрели, что и как сейчас производится. Бронто История тольяттинской фирмы Бронто, как можно узнать из официальных источников, началась в январе 1993 года. На самом же деле следует прибавить к канонической хронологии минимум год: в начале 1992 года в Тольятти, в подвале под хозяйственным магазином, несколько человек начали строить на базе Нивы универсал с частично поднятой крышей и очень большой площадью бокового остекления. Предполагалось, что эта конструкция ляжет в основу лёгкого инкассаторского бронеавтомобиля, который можно делать штучно, своими руками.

Денег не хватало и энтузиасты-самодельщики обратились за помощью в тольяттинский Лада-банк. Банк помог и первые две (по другим данным – три) машины были ему переданы в середине 1992 года. Их поставили на учёт как Нивы Сахара. Четыре других автомобиля «из подвала» оформили на себя их создатели и зарегистрировали просто как самоделки. Нива Сахара, фото С. Доброва И только 11 января 1993 года фирма получила своё нынешнее название – ПСА (производство специальных автомобилей) Бронто, став дочерним предприятием ВАЗа. Поначалу это были исключительно инкассаторские броневики, потом добавились снегоболотоходы на колёсах сверхнизкого давления (Марш-1 и Марш-2), удлинённая по базе Нива-Фора, милицейские и пожарные модификации Нивы, наконец, Нива-Рысь, доработанная для бездорожья версия Лады 4х4. Были у Бронто интересные разработки, в производство не пошедшие – Ландоле, электрический Бронтокар, Рысь Десант Краткая история модельного ряда Бронто: Марш-пикап, Нива-Ландоле, Марш в спецификации для скорой помощи, Нива Фора, бронеавтомобиль Форс на базе Нивы 2131, Марш на базе минивэна Надежда и опытный Бронтокар с электроприводом. Фото ПСА Бронто Являясь стопроцентной «дочкой» ВАЗа, Бронто нормально себя чувствовала при любом объёме производства – для завода это был более имиджевый проект, чем коммерческий. Но на рубеже 2009-2010 годов спрос упал до критической величины, что совпало с апогеем кризиса на самом ВАЗе, которому стало явно не до «дочек».

Даже таких убыточных, как Бронто. Когда новое руководство завода разгребло самые оперативные проблемы, возник вопрос о целесообразности существования нескольких независимых производственных площадок-сателлитов – Бронто, Супер-авто, ОПП… К тому же в 2010 году под протекторат ВАЗа де-факто перешёл завод ВИС-Авто. ВИС-Авто ВИС – такой аббревиатурой с начала 90-х годов называли компанию ВазИнтерСервис, тоже ВАЗовскую «дочку», созданную как площадку по производству компонентов. Тогда, сразу после перестройки (в 1991 году), завод предпринял попытку самооптимизации и вывел мощности по изготовлению агрегатов (карданов, радиаторов и т. п.) с основной территории на другую, на базе фирмы Энергореммаш, освобождая пространство и надеясь на получение более низкой цены. Ведь ВазИнтерСервис должен был обеспечивать и сторонних заказчиков, следовательно, наращивать объёмы. Там же планировали выпускать мелкими сериями коммерческие автомобили – пикапы и фургоны. Смех смехом, но детали, изготовленные на ВазИнтерСервисе, стоили больше, чем исконно ВАЗовские, но тогда на это внимания не очень обращали. И фирма росла стремительно, выделив со временем производство автомобилей в отдельную структурную единицу.

Первый пикап с несущим кузовом был собран в 1993 году, базовым автомобилем для него послужил ВАЗ 2104. Спустя три года ВИС создал свою конструкторскую службу и разработал полурамную конструкцию, на которую фирма перешла в 1997 году. ВИС 2345, первый полурамный автомобили ВазИнтерСервиса, 1997 год В 2003 году ВазИнтерСервис попал под контроль фирмы СОК, а если называть вещи своими именами – самарских бандитов, «державших» тогда почти весь ВАЗовский сбыт и подбиравшихся к узурпации поставок компонентов. СОК скупал поставщиков завода с невероятной скоростью (через подкупы, постановку своих людей в руководство, банкротства), к середине двухтысячных в орбиту его влияния входило 32 завода компонентов и два автопроизводителя – Иж-Авто и РосЛада. Впрочем, даже три, если считать ВИС-авто – такое имя, в итоге, получил завод по производству коммерческих автомобилей ВазИнтерСервиса. ВИС 2346, пикап на базе Нивы.

Выпускались двух – и четырёхместные версии ВИС-2346Э Капрал, 2000 год. Опытный полурамный пикап на базе ВИС 2346 с шарнирным креплением грузового отсека. Степень свободы – 30 градусов в горизонтальной плоскости. Сделано два автомобиля (второй – с двойной кабиной). Фото с сайта avto-cccp. ru ВИС-1706 Челнок, фургон на базе ВАЗовской «восьмёрки». ВАЗ тоже пытался делать такие фургоны, они имели обозначение ВАЗ 2108Ф. Ещё был фургон на базе «девятки» ВИС 1705.

Фото с сайта trucks. autoreview. ru Но сколь стремительным было становление СОКа, столь же стремительным оказалось и его банкротство: увязнув в проблемах с Иж-Авто, самарцы начали избавляться и от компонентных активов. Основной костяк компонентных производств, консолидированный под управлением ВАЗ-Траст, перешёл в совместную собственность ВАЗа и ОАТ, а годом позже ВИС-Авто стала 100-процентной «дочкой» тольяттинского завода. Вернулась, так сказать, на круги своя.

СлияниеИ вот полтора года назад был запущен процесс слияния ВИС-Авто и Бронто. На практике оно свелось к переносу мощностей Бронто на площадку ВИСа, переводу туда же части рабочих и технических специалистов. Многие называют это поглощением, и, наверное, правильно называют. Во всяком случае сами «бронтовцы» говорят: нас «съели». Не все в Бронто восторженно отнеслись к объединению, процесс сопровождался вялотекущим противодействием и попытками отстоять собственную «самость», однако против рынка и воли хозяев не попрёшь: слияние или поглощение, как его не называй, дело решённое. Одинокое и опустевшее здание Бронто на Заставной ещё держит на своём фасаде логотип фирмы, но его, конечно, скоро снимут. Моделька, забытая в кабинете бывшего директора Бронто Анатолия Охримца Пока полного объединения не произошло, работают два юридических лица – ОАО ПСА Бронто и ООО ПСА ВИС-Авто. Но это чистая формальность, «документальное» слияние должен утвердить совет директоров ВАЗа, что и произойдёт 4 декабря. Чтобы обойти юридическое препятствие, между двумя фирмами был заключён договор, в котором Бронто делегирует права на изготовление собственных автомобилей ВИС-Авто.

Соответствующая поправка внесена и в ОТТС, ведь машины выходят уже с табличкой «Сделано на ВИС-Авто». Будут ли переводить все машины под единый бренд – пока не решено. С одной стороны, обе торговые марки имеют равновеликую двадцатилетнюю историю. С другой – сохранение прежних названий попахивает шизофренией. Технология производства Бронто была проста: брали готовый автомобиль и дорабатывали. Иногда машину разбирали полностью, например, для перекраски. Технология ВИС-Авто иная: с ВАЗа берётся «чёрный» кузов и по нему делаются все доработки. Потом кузов оправляется обратно на ВАЗ, на окраску. После чего в цехах ВИС-Авто собирают комплектный автомобиль.

По этому же принципу теперь собирают и «бронтовские» машины (кроме броневиков). Говорят, что с переходом на ВИСовскую технологию сборки «с чёрного кузова» фирма выигрывает 5% себестоимости. Гендиректор ВИС-Авто Валерий Щукин рассказывает: Валерий Щукин, генеральный директор ВИС-Авто – В «хорошие» времена Бронто делала по 50 машин в месяц, сейчас 20-25. Этот провал пришёлся на последние два года, но не думаю, что он связан с реорганизацией. Скорее, реорганизация – следствие снижения интереса и падения в отрицательную рентабельность. А ещё это связано с общим падением интереса к старой Ниве: ещё три года назад её продавали выше рекомендованной цены, ныне же появились проблемы со сбытом. Если всё будет нормально, то скоро мы увеличим производство «бронтовских» машин до 30-35 в месяц.

Соотношение по моделям? Ну, смотрите: два-три «броневика», один-два «Марша», остальное – Рысь во всех модификациях. А по пикапам рынок более стабильный, там даже рост есть. В прошлом году мы приросли в товарном объёме на 20%, в этом году ожидаем ещё 15%. В абсолютном значении это будет 4000 машин, всех, и ВИСовских, и бронтовских (в прошлом – 3800, на следующий год хотим закрепиться на 4000). При этом по моделям Бронто в 2014 году планируем выйти на прибыль. Рысь – внедорожник на базе старой Нивы.

Кроме лифтинга на 40 мм и оригинальных колёс машине добавляют самоблокирующиеся дифференциалы в оба моста, усиленные пружины и амортизаторы от ШНивы. Усиливают задний мост, ставят главную пару 4,1 и гидроусилитель руля… Более мелких переделок тоже выходит изрядно, кроме того, на Рысь уже на заводе часто монтируют допоборудование – лебёдки, трансмиссионные валы со ШРУСами, дуги, «кенгурятники» Рысь ныне существует в нескольких модификациях – на базе трёх – и пятидверного кузова, а так же пятидверка с поднятой в задней части крышей. Короткобазная Рысь в заводской камуфляжной раскраске. Почти такую же машину в 2009 году подарили Путину Ещё делают Рыси в грузопассажирских вариантах, на базе пятидверного кузова. Там срезается задняя часть и на её место ставится пластиковая будка. Получается фургон. Рысь-3. Фото Бронто Не забыты и наработки ВИСа: на базе машины 2346 делают Рысь-пикап.

Рысь-пикап на базе ВИС-2346 В розницу Рысь в базовой комплектации получается дороже стандартной Лады 4х4 всего на 70 000 руб, это меньше, чем заказывать такой же объём переделок в любой из многочисленных тюнинговых фирм Тольятти. Но всё упирается в сбыт: дилеры ВАЗа не очень охотно связываются с пусть сертифицированной, но всё же не совсем заводской продукцией. Однако, по словам Щукина, в последнее время ВИС/Бронто начал вливаться в официальную дилерскую сеть. Сейчас примерно треть из существующих дилеров так или иначе предлагает машины ВИС и Бронто. Что, конечно, не исключает возможности любому покупателю приехать прямо на завод и подобрать машину с площадки. Там держат 15-20 штук, как раз на такой случай.

Разумеется, броневики и болотоходы на свободный рынок не отправляют, такие машины делают только по конкретным заказам. Номенклатура ВИС состоит из трёх базовых моделей – пикапы на базе старой Нивы (трёх – и пятидверных), модели 2114 и Гранты. ВИС-2347 на базе Самары прекратят выпускать в начале следующего года, потому как сам ВАЗ эту модель снимает с производства Гранта-пикап – самая последняя серийная модель ВИСа, на конвейер она попала в 2013 году, придя фактически на смену пикапу на базе «четырнадцатого» кузова. Как и ВИС-2347, Гранта-пикап существует в четырёх модификациях: бортовая платформа, она же, но с жёсткой надстройкой, изотерм и обычный фургон. Кроме того, продают машины и как шасси, для установки надстроек других производителей. ВИС-2349, шасси на базе Гранты ВИС-23490, изотермический фургон объёмом 3,9 куб м Гранта-пикап хоть и дороже машины на базе Самары на 50 000 руб, но удобнее и современнее. Увеличилась грузоподъёмность на 70 кг: теперь без учёта водителя и пассажира машина может увезти 570 кг. База составляет 2850 мм, в то время как у Гранты – 2476 мм. Идём на производствоКак я уже написал, с ВАЗа приходят «чёрные» кузова, с которых срезается лишнее. «Чёрные» кузова ждут своего часа Лишние части кузова складируются прямо на улице, потом постепенно вывозятся на металлолом ВАЗовские кузова приходится рихтовать: и на заводе к сохранности лицевых деталей невнимательны, и на ВИСе, бывает, стукнут Недалеко, на заготовительном участке, на специальных станках готовится полурама – её гнут и сваривают из стального листа.

Заготовка оригинальных деталей Процесс изготовления полурамы ВИС-Авто почти все металлические детали делает сам, исключение составляют штампованные лицевые панели (задняя стенка кабины) и некоторые усилители. Потом лонжероны кузова и полурамы соединяют. Для этого кузов в нижней части приходится дорабатывать: Всё это делается на специальных стапелях и подъёмниках, а перемещаются кузова вручную, на тележках. После всех сварочных действий кузова отправляют на ВАЗ, в покрасочный цех. Покрашенные кузова дожидаются своей очереди прямо на улице. Но некоторым повезло – нашлось местечко в цехе Иногда кузов совершает несколько маршрутов перед сборкой. Эта будущая Рысь собирается по индивидуальному заказу, поэтому она посетила мастерскую аэрографии и побывала у шумоизоляторщиков Так сопрягается рама с кабиной Окрашенный кузов транспортируют на сборку Сборка постовая, всего четырнадцать постов, одновременно могут собирать две модели. В день моего приезда это были Рысь и Гранта-пикап. Два миниконвейера работают параллельно. Впрочем, конвейерами это можно назвать лишь условно: кузова стоят на тележках и просто перемещаются по рельсам.

«Ручной» конвейер В сторонке осуществляется замена главных пар и установка самоблокирующихся дифференциалов: Отдельно же собираются и кузова с надстройками: Некоторые надстройки отправляются будущим владельцам в полуразобранном виде Участок малых серийВ отдельном цехе собираются машины, имеющие спрос в единичных экземплярах – броневики и болотоходы. Тут царит творчество и цех больше напоминает не завод, а хорошо оснащённую тюнинговую фирму. Под чехлом стоит кузов ШНивы, забронированный по третьему классу, но пока не собранный окончательно. Заказ на эту бронированную ШНиву пришёл из Ингушетии. Видно, как постепенно свариваемые друг с другом бронелисты превратились в капсулу.

Снаружи ничто не будет выдавать в машине защищённость Бронированные листы раскраиваются и формуются заранее, по шаблонам. Для 3-го класса защиты используются листы толщиной 4,2 мм, а для второго – 2,2 мм. Если во всех прочих цехах шумно и суетно, то тут – тишина и расслабленность. Работники явно никуда не спешат. Да и зачем? Один болотоход Марш по внутренним нормам делается 60 рабочих дней, то есть в календарном сроке это почти три месяца.

Для сравнения: обычные пикапы ВИС собирает максимум 4 дня (с учётом покраски на ВАЗе). Вот как делаются Марши. За основу берётся УАЗовская рама, переваривается и удлиняется. Все штатные кронштейны срезаются и навариваются свои, оригинальные. Привариваются силовые подножки. Потом раму отправляют на покраску подрядчикам, на фирму Технарь. У них есть опыт работы с неким (ноу-хау!) сверхзащищённым составом, которым красят рамы грузовиков, работающих в тяжёлых условиях. Другой подрядчик порошковой эмалью красит отбойники-«кенгурятники».

Окрашенная рама Марша Кузова для Маршей требуют доработки, в основном, по колёсным аркам: В отличие от других моделей, при изготовлении Марша «выход» лишнего металла минимален Раньше для Маршей использовались колёса фирмы Трэкол. Но несколько лет назад, ещё «в прошлой жизни», две фирмы умудрились испортить отношения и разорвать сотрудничество. Поэтому сейчас Марши комплектуют колёсами Арктиктранс. У них, по словам «висовцев», меньше запас плавучести.

А если говорить совсем откровенно, то на этих колёсах машина банально тонет. Впрочем, название Арктиктранс звучало исключительно в устной беседе, в цехе же я увидел колёса Avtoros: Колёса Avtoros дожидаются установки на вездеход Сборка Маршей – последний этап: Показали мне один совсем эксклюзивный Марш, сделанный на базе кузова Форы. Если помните, Фора – это удлинённая на 30 см Нива, которую Бронто делала в 90-х годах. Исключительно удачная машина была, ведь все 30 см приходились на дверной проём: посадка получалась удобнее, растянутая база делала машину более комфортной и плавной в движении.

Но к середине двухтысячных оригинальная оснастка пришла в негодность, а частью вообще была утрачена. Восстанавливать её не стали, так как судьба самой Нивы (Лады 4х4) уже несколько лет висит на волоске. То её снимают с производства, то её опять модернизируют… По последним данным, машина может продержаться на ВАЗовском конвейере до 2018 года, когда будет готова Нива-3 (этот проект сейчас возобновлён под руководством Анатолия Москалюка). Если бы пятью годами раньше знать, что старую Ниву продержат в производстве так долго, то и оснастку на Фору можно было восстановить Так вот, Фору сейчас не делают, а Марши на её базе – пожалуйста. Как так? Главный конструктор ВИС-Авто Олег Широков отвечает уклончиво: – Это кузова из старых запасов. Собираем, что ещё годится для использования Главный конструктор ВИС-Авто Олег Широков По другой информации «форовские» кузова берутся…

от списанных броневиков! Дескать, бронеавтомобили отслужили своё, но кузова ещё можно подлатать, в отличие от подвесок и силового агрегата. Вот и разбирают машины, перекрашивают – и вновь пускают в производство. Так это или нет, я точно не знаю, а «висовцы», естественно, не признаются… Но я лично не вижу в этом никакой проблемы. Марш на базе чудом сохранившегося кузова Форы.

Аэрография и допоборудование – прихоть конкретного заказчика А вот ещё один Марш, пятидверный, на технологических колёсах, готовый к отправке заказчику. На фото видны некоторые подробности конструкции: Вернёмся, однако, в сборочный цех. Часть сборочных операций производится на обычных подъёмниках – всё, что связано с подвеской и монтажом силового агрегата. Вот как осуществляются последние сборочные операции: Как видим, защита ЛКП – чистая условность. У ВИС-Авто сеть и своя маленькая покрасочная камера. Точнее, докрасочная, в ней исправляются мелкие дефекты Рысь, изготовленная по индивидуальному заказу Вот и всё, настала пора загонять машины на площадку готовой продукции: На этой площадке можно увидеть интересные экземпляры. Форс Комдив. Эта машина сделана ещё на «старом» Бронто как вариант бронированного штабного автомобиля.

Идея принадлежит Анатолию Охримцу, бывшему директору Бронто. В серию машина не пошла, но ВИСовцы ещё надеются заинтересовать ей Минобороны Самая последняя разработка – полицейский автомобиль на базе Ларгуса. Пока сделан только один экземпляр, да и тот не полностью. Кроме раскраски и «светомузыки», машина оснащена встроенным видеорегистратором с функцией «чёрного ящика», креплениями для бронежилетов. Скоро эту машину предложат МВДшникам Пожарно-спасательный ВИС-2946.

Производится как с двух-, так и с пятиместной кабиной. Оснащается установкой тонкого распыления воды и пенообразователем ВИС-294611, аварийно-спасательный. Как видно из раскраски, предназначен для МЧС Что же дальше? Новых моделей пикапов в следующем году не будет. Вообще в ближайшее время не будет новых моделей. Но есть стратегические замыслы, особенно по бронированной технике. Сейчас «висовцы» подбирают новый базовый автомобиль, вместо откровенно устаревших Нивы и ШНивы. Хотят войти в самый ёмкий рынок – банковской инкассации, а для этого нужны машины больше нынешних Нив. Не так давно попытались сотрудничать со Сбербанком, получали от него запросы на участие в тендерах. Но на ВАЗе машин большего размера нет, поэтому донором будет не ВАЗовская модель, впервые в истории обеих фирм.

И даже не ульяновская. Вероятнее всего новой базовой моделью станет Renault Master, предварительное согласие Renault на это есть. Французы готовы предоставить первую машину, для отработки технологии бронирования. Но «висовцы» пока не очень торопятся, пытаются просчитать рынок: сколько можно продать и насколько выгодно будет заниматься новым проектом. Если удастся заключить контракт со Сбером, то идея однозначно начнёт воплощаться. Тем более, что Renault Master скоро начнут выпускать в России, на ЗиЛе (по другим данным – на Автофрамосе). Сейчас на ВИС-Авто работает 350 человек. На производстве заняты чуть более 100. Остальное – сбытовики, водители, кладовщики…

Средняя зарплата на сборке 20 000 руб, на сварке – 25 000 руб. Управленческий аппарат, включая конструкторскую службу – около 80 человек. Конструкторов шестеро, они занимаются сопровождением производства, что-то меняют, модернизируют. ВИС-Авто – маленький благополучный автозаводик, уютный, почти домашний. Никаких особых современных технологий не использующий – всё делается вручную. Но в этом есть и преимущество перед современным «автоматизированным» АвтоВАЗом. ВИС-Авто – очень гибкое предприятие, способное мгновенно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, предлагая мелкосерийные, нишевые продукты.

Только вот преимущество своё ВИС-Авто пока в полной мере не реализует, настойчиво цепляясь за конструкции вчерашнего дня. Слов нет, Марши – интересные машины, хорошо, что хватает самообладания держать их в производстве. Но 10-20 штук в год – это не бизнес. Тем временем ВАЗ теряет более ёмкие ниши. Ну, например, дешёвого фургона на базе «приоровского» универсала. Эту нишу ВАЗ добровольно отдал украинскому Богдану, а ведь там счёт идёт на тысячи автомобилей! Так что «висовцам» и контролирующим их ВАЗовцам рискну посоветовать активнее держать нос по ветру.

Рынок стагнирует, а это, как известно, лучший период для нишевых моделей. Всё у вас получится. Сергей Цыганов

Add a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

© Copyright 2000 Automobile center