general: info@avtocentr.in.ua, advertising: pr@avtocentr.in.ua

Репортаж Drom. ru с завода Fornasari, где вручную собирают супер кроссоверы

C сеньором Джузеппе Форнасари мы познакомились в марте этого года на Женевском автосалоне. Даже на фоне шикарных европейских премьер его внедорожники выделялись оригинальностью форм и нестандартными для выдержанной Европы цветами – ярко зеленые, ярко оранжевые большие машины сразу бросались в глаза среди приглушенной гаммы Mercedes, BMW, Volvo и т. д. Ну да. В солнечной и жаркой Италии хочется яркого и удивительного. На автосалоне мы договорились с Джузеппе Форнасари, что в случае оказии я обязательно приеду к нему в гости в городок под названием Виченца, чтобы посетить его маленькую империю. Оказия случилась в июне, и называлась она «Поездка в Милан на 100-летие Alfa Romeo». Виченца находится совсем рядом, в 120 км от Милана – так почему бы не проверить, как дела у Форнасари? Чтобы мы не заблудились среди нескольких улиц, нас встречали на съезде с автобана.

Белоснежный НЛО сразу бросился нам в глаза. «О! Fornasari!» Мы не ошиблись: к нам подрулил один из внедорожников – «Gruppo B». Но за рулем был не сам сеньор Джузеппе, а его помощник. Проводив нас в небольшое кафе и угостив легким ланчем, он сообщил, что босс сейчас будет. Джузеппе появился через пару десятков минут, внешне безупречный, но с тревогой в глазах: «Извините, – сказал он, – у меня у дочери угнали автомобиль, я был в полиции, мы разбирались с происходящим». Дочери Джузеппе 18 лет, она ярая поклонница лошадей (живых) и мотоциклов. К автомобилям и автогонкам, которыми так увлечен ее отец, она относится с некоторой прохладцей. Младший сын Джузеппе, как и, наверное, любой итальянец – фанат футбола. Однако Джузеппе из-за этого не расстраивается.

«Я тоже раньше профессионально занимался лыжным спортом. И что? Теперь я строю автомобили!» Бензин в кровиУ Джузеппе Форнасари бензин в крови и в прямом и в переносном смысле: автогонки и автобизнес заложены в него генетически. Его отец Луиджи Форнасари был джентльмен-драйвером, т. е. непрофессиональным автоспортсменом в 50-60-е годы прошлого века. При этом он был очень известен, выигрывал многие гонки и управлял Alfa Romeo и Mazeratti Zagatto.

На его счету – многие призы в знаменитом ралли ретро-каров «Милле милья» и многих других. Кстати, любопытно, но именно Луиджи Форнасари придумал знаменитую форму крыши, которую впоследствие использовал Дзагатто на всех своих автомобилях: с двумя продольными выпуклостями. До этого у Maseratti Zagatto была обычная заниженная крыша, и когда Луиджи садился в эти автомобили в шлеме, он все время упирался головой в потолок. Тогда-то он и придумал сделать две продольные выемки, которые тут же стали классикой. Сам Джузеппе с юности был профессиональным лыжником, но страсть к автомобилям передалась ему от отца.

Когда ему впервые в жизни захотелось купить по-настоящему быстрый автомобиль, он остановил свой выбор на Chevrolet Corvette, но поскольку в те годы в Италию их официально не поставляли, ему пришлось ехать за ним в Америку. Привезя домой Corvette, он тут же столкнулся с еще одной проблемой: обслуживать машину было негде. Но Джузеппе со свойственным ему горячим темпераментом тут же решил проблему кардинально: организовал сервис и уже через несколько месяцев не только обслуживал, но и привозил корветы для половины Италии. Несколько лет спустя на одной из гонок в Германии он знакомится с Ривзом Каллавеем, знаменитым американским тюнером, прославившемся на тюнинге корветтов. В это время Каллавей и Ко занимались подготовкой марки Corvette к возвращению в 24 часа ЛеМан после почти четвертьвекового его там отсутствия – причем делали это в атмосфере строгой секретности. Слово за слово, Форнасари и Каллавей стали работать вместе, а чуть позже Джузеппе получил дилерство на автомобили Каллавея на Италию и Австрию. Ривз Каллавей хотел производить и продавать уличные версии гоночных автомобилей на Европу, и Джузеппе полностью разделял его стремления. В 1995 году он стал заниматься производством таких автомобилей самостоятельно, используя двигатели и кузова и обвесы от Каллавея.

Первый Chevrolet Corvette ZR1 Callaway до сих пор стоит у Форнасари в гараже как гордость и реликвия. Что же дальше? Форнасари начинает чувствовать, что ему скучно и неинтересно работать «на дядю». «Королевство мало, разгуляться негде» – как говаривала героиня одной из знаменитых отечественных фильмов. Тогда Джузеппе решает создать… собственное производство автомобилей.

Первая шальная мысль построить свой GT отметается без жалости: как большой любитель лыжного спорта и отец большого семейства (жена-американка и двое детей) он принимает решение заняться разработкой внедорожника, но такого, который мог бы посоперничать в скорости с Феррари. В 1997 году был закончен дизайн первого автомобиля. Через 3 года он был построен. Как построить автомобиль? Начинать автомобилестроительное производство с нуля необыкновенно сложно. И конкуренты задавят, и у покупатель может не оценить. Шансов на успех гораздо меньше, чем на провал. Джузеппе говорит, что у него не было права на ошибку. – Я не верю в удачу.

Я верю в мозги и в интуицию. А хорошие мозги это прежде всего возможность осознать, что всегда есть кто-то лучше тебя. А еще я верю в хороших друзей и правильные знакомства. И умение найти нужного человека для реализации определенных проектов. Конечно, у нас бывали и неудачи и провалы, но в процессе создания компании мы добились того, что мы строим правильные машины и делаем их качественно. Нас знают, и мы на хорошем счету, мы удачливы и хорошо развиваемся. В 2003 году, во время их премьерного автосалона в Женеве, один из первых клиентов со скепсисом отнесся к появлению новой марки: «И где вы будете через год или два?» – спросил он. Сейчас Форнасари таких вопросов больше не задают. Его автомобили, выпущенные весьма ограниченной серией (ведь это исключительно ручная работа) известны во всем мире среди ценителей редких и достойных машин: Европа, Америка, Ближний Восток.

Даже на Украине можно найти парочку Fornasari. По словам Джузеппе, им повезло в том плане, что они сумели не совершить крупных ошибок. Которые, как известно, всегда сильно бьют по бюджету. Как, например, это было в свое время у Porsche. Все знают про качество и класс их двигателей, но мало кто знает, что в самом начале своей истории Porsche 911-й был самой настоящей головной болью для создателей, потому что когда его собрали, то обнаружили, серьезные проблемы с кондиционером.

Устранение этой ошибки заняло долгое время и многие средства. Скажу по большому секрету: лично мне показалось, что отсутствие серьезных ошибок при производстве автомобилей было достигнуто в основном за счет того, что автомобили Fornasari в некоторой степени являются компиляцией из удачных агрегатов других машин: то в одном, то в другом образце можно найти знакомые устройства или внешние черты то Volkswagen, то Mercedes, то Chevrolet. Но с другой стороны – даже если оптика и напоминает нам облик старого друга, это никак не влияет на репутацию всего автомобиля, а чужие двигатели используют все кому ни лень К тому же Джузеппе не боится признаться в том, что его суперкары построены с помощью опытных и знаменитых инженеров и конструкторов, а многие детали заимствованы у других марок. В свое время Форнасари сумел договориться с известным инженером Тьери Виардо, который работал на спортивное отделение Mitsubishi. Виардо разработал для его автомобилей подвеску и трансмиссию. Дальше этого дело, правда, не пошло, так как компания Mitsubishi, не имея прав запретить Виардо сотрудничество с итальянцами, тем не менее, оказала на него такое давление, что ему пришлось потихоньку свернуть свою деятельность. Так Джузеппе Форнасари получил для своих автомобилей практически идеальную платформу.

Двигатели он использует те, которые знает лучше всего – от Chevrolet Corvette. Тормозную систему – от Chevrolet Camaro. Сама компания производит целиком все шасси и подвеску, которые являются наиболее важной частью автомобиля. Многие узлы и детали на автомобилях заимствованы, преимущественно у GM, но каждый из них переделан и доработан(например, коробка передач), исходя из потребностей и возможностей автомобиля. В 1994 году, во время сотрудничества с Каллавеем, Форнасари устанавливал на автомобили двигатель от Корветта в 250 л. с. и дорабатывал его до 650 л. с. Сейчас они закупают атмосферные двигатели в 700 л. с. и используют их практически в том же самом виде, дорабатывая лишь по мелочам, а турбированную 6-литровую версию двигателя мощностью в 650 л. с. раскручивают лишь на 100 лошадей, достигая 750 л. с. под капотом. Так что внедорожники Fornasari способны развивать скорость под 300 км/ч и быть при этом абсолютно послушными и управляемыми, благодаря Корветту и Виардо. Ну а все остальное – остальное не так уж и важно.

Форнасари, который схватил звезды с небаЧто же такого в этих странных внедорожниках, что люди готовы их приобрести даже за 200 с лишним тысяч евро? Говорят, что встречают по одежке. Это как раз случай Fornasari. Машины настолько нестандартны внешне, что сначала повергают в ступор. Что вы скажете об автомобиле в виде яхты?

А ведь именно так выглядит модель Tender, выполненная в темно-синем цвете и облицованная панелями из дерева ценных пород. Ее открытый багажник а-ля пикап сделан в форме палубы. А внутри него можно разместить при желании целый бассейн. Оранжевый багги явно вышел с экрана во время показа фильма «Трансформеры», а съемные двери прям так и призывают: поедем на пляж! Двери были специально спроектированы таким образом, чтобы их было легко и быстро установить.

То же касается и крыши – она легко снимается или возвращается на место, даже в том случае, если внезапно пошел дождь. Модели «4 doors», «Gruppo B» и «RR99» (кстати, насчет последнего Джузеппе утверждает, что он был назван в честь неизвестного ему русского ночного клуба «99» – просто друзья предложили, которые там были и им понравилось) немного более сдержанны и привычны, здесь формы более напоминают традиционный внедорожник, зато вот яркий цвет явно говорит об обратном. На сегодняшний день у Fornasari разработано 7 моделей. Три из них стали историей, а вот четыре новые можно заказать. Все эти автомобили с одной стороны совершенно разные, а с другой – похожи, так как построены все на одной платформе и используют одни и те же двигатели. Поэтому, говоря о технических характеристиках, достаточно перечислить их один раз для всех: Двигатель объемом 6 литров с передним расположением, мощность 650 л. с., крутящий момент 750 Nm при 5100 оборотов в минуту, максимальная скорость – 280 км/ч, 6-ступенчатая механическая коробка передач, полный привод. Разгон до 100 Км/ч варьируется от 3,8 до 4 сек. Вес такого автомобиля – 1600-1650 кг. Шасси, как мы уже говорили, Джузеппе обязан Тьери Виардо. Многими своими знаниями и навыками – Ривзу Каллавею. Но основной дизайн для своих автомобилей придумывает он сам, и только уже потом приглашает профессиональных дизайнеров для создания полноценного проекта.

При этом Форнасари обожает привлекать к работе либо иностранцев, либо молодых дизайнеров, потому что у них другой, нетрадиционный для среднего поколения итальянцев взгляд на вещи, они часто предлагают интересные решения или просто нестандартно рассуждают. Например, разрабатывать дизайн Багги ему помогал молодой парень из Китая. А над другими автомобилями работали ребята из Швейцарии и из Англии. Любопытный момент: по покраске автомобиля и изготовлению интерьеров Fornasari работают с контрагентами. Дело в том, что в Италии на сегодняшний момент установлены очень строгие законы и правила относительно санитарных и экологических норм производства, и чем выполнять бесконечно меняющиеся требования, проще найти стороннего исполнителя: ведь в год в компании изготавливают не более десятка автомобилей.

Зато у них есть возможность заниматься разработкой новых проектов: одно из подразделений готовит проект электрического автомобиля Fornasari Elettrica, который будет построен на той же базе, что и остальные внедорожники, но с электрическим экологически чистым двигателем. В следующем году его планируют представить на Автосалоне в Женеве. Сам по себе автомобиль будет очень легким, и на нем можно будет проехать порядка 300 км без подзарядки. Параллельно ведется работа над новой системой быстрой подзарядки – BMS (Battery management system). Этот автомобиль будет запущен в серийное производство в ближайшее время, так как спрос сейчас на подобного рода авто необыкновенно высок. Правда, дизайн еще не разработан: может быть, электрокар будет выглядеть как модифицированный багги, а может Джузеппе придумает что-то кардинально новое. Но несмотря на то, что осень уже на носу, а там зима и скоро март, Форнасари уверен, что у них еще есть достаточно времени, чтобы все успеть. Собственно, в этом и состоит преимущество маленькой компании: можно долго разрабатывать модель и потом быстро ее изготовить.

И еще один проект, пусть и не очень значительный, но весьма и весьма интересный, и о котором стоит упомянуть: дрифткар Fornasari, который стоит у него в гараже и служит отдельным предметом гордости. В прошлом году на этом автомобиле выступал один из известных европейских дрифтеров – итальянец Federico Sceriffo. Да, а при чем тут звезды, спросите вы? Все просто: эмблемой для своих красавцев Джузеппе Форнасари выбрал символ Полярной звезды – лучшего ориентира для путника и путешественника. Гонки – это в кровиДжузеппе говорит, что никогда не сможет выбрать, какой же из его автомобилей для него самый любимый. Но в разговорах проговаривается о том, что, когда выбирает автомобиль для досуга, чаще всего садится за руль Багги. Именно за рулем Багги он участвовал во многих всемирно известных ралли-рейдах, проходивших в Испании, Кувейте, Тунисе и других странах. Единственная гонка, в которой он так и не сумел принять участие, был Париж-Дакар.

И причина весьма тривиальна: не хватило бюджета, и было принято решение снять с участия уже было подготовленных три автомобиля. С огоньком в глазах Джузеппе рассказывает, как они несколько лет тому назад участвовали в гонке в Испании наравне со Стефаном Петранселем на Mitsubishi и Колином МакРеем на BMW. Конечно, они не выиграли: не хватило опыта и практики, но сам процесс был удивительно захватывающим. Однако на гонки остается все меньше времени, да и силы, по словам Форнасари, уже не те. – В 52 года, – говорит он с ложной скромностью, обнимая за плечи молодую жену, которая через несколько месяцев должна родить ему сына, – уже начинаешь думать о вечном, а не о гонках! Зов далекой РоссииТем не менее, в его планах взять над возрастом реванш, приняв участие на Багги в очередной нестандартной гонке. Вы не поверите: он собрался приехать в Санкт-Петербург для участия в бахе «Северный лес». – Для меня это совершенно нереальная возможность, – Говорит Джузеппе, – потому что в свое время я был профессиональным лыжником, 20 лет катался на лыжах, и снег это моя стихия. И я собираюсь притащить в Питер Багги и проехать на нем. Сам. При этом он утверждает, что дорабатывать Багги для гонки будет не нужно, и в этом его уникальность. Обычно гонщики строят под такие соревнования прототип. У Fornasari же прототип и есть обычный уличный автомобиль.

Они используют ту же коробку передач, те же тормоза, тот же двигатель, те же шасси и подвеску. Так что, если Джузеппе доедет до Питера, то он будет единственным участником на гражданском автомобиле. И, как он считает, это составит правильное представление о том, какую же машину он на самом деле построил. К сожалению, в сезоне 2011 «Северный лес» отменили по финансовым причинам, но, думаю, для Джузеппе это не проблема: если он что-то вбил в голову, то уже не отступит. И если Форнасари действительно предполагает начать планомерное наступление на Россию – а у него есть такие планы – то участие в бахе «Северный лес» станет ему лучшим маркетинговым ходом. Пока он рассуждает о том, каким образом лучше начать отношения с Россией – обзаведясь здесь дилером или запустив небольшое производство или, вернее, сборку?

Рецепт у него пока не готов, но в его исполнении Джузеппе не сомневается. Он хочет не просто строить автомобили, он хочет построить целую империю, которая носила бы его имя и перешла по наследству к его детям. Производство тем временем расширяется, разрабатываются и внедряются новые модели, завоевываются новые рынки. Россия не так уж и далеко от Италии, а богатые люди во всех странах одинаковые: все они любят быстрое, красивое, яркое и нестандартное. Поэтому не удивляйтесь, если как-нибудь на улице вы увидите невероятный автомобиль с вытянутой звездой на борту – знайте, вы встретили Форнасари. Ну и напоследок мы поинтересовались, есть ли у Джузеппе какая-нибудь тайная мечта. Итальянец вздохнул, поднял глаза к небу, а затем сказал: – Моя мечта – когда-нибудь проехать в одной команде со своими детьми в 24 часа ЛеМан.

Но вряд ли это осуществится, ведь когда моему сыну будет 18, мне уже будет намного больше, и я не хочу, чтобы они потом сказали – мы проиграли из-за отца, потому что он старый и разучился ездить. Я видел, как во время последней гонки 24 часа Ле Ман команда Мансель (отец с сыновьями) проиграла потому, что их старый отец допустил ошибку: не хочу так же. Но, пожалуй, все же готов рискнуть. ЭпилогПроведя в гостях у Форнасари несколько дней, мы расстались если не родственниками, то уж точно старыми друзьями: Джузеппе принадлежит к той категории людей, с которыми сразу чувствуешь, что знаком уже как минимум 100 лет. Это у него тоже в крови: распознавать таких же как и он, помешанных на автомобилях. Когда он рассказывал о своем отце и друзьях семьи, казалось, что он знает весь мир: – История автомобилестроения и автоспорта это и есть одна большая семья. Все так или иначе друг с другом связаны и знакомы! Когда я был совсем молодым, я работал в книгоиздательском бизнесе, и я выпустил книгу, посвященную Aston Martin, и одна из глав была посвящена Ривзу Каллавею и его работе над двигателями. А через некоторое время обстоятельства сложились таким образом, что я уже работал на Каллавея сам. А мой отец в свое время женился на Марелле Револта, внучке знаменитого Пьера Револта, который был основателем компании Изо Револта. А в 1993 году Каллавей начал сотрудничество с сыном Пьера Револто, который делал новый дизайн для Марчелло Гардини, который был лучшим другом моего отца.

Поверьте, это крохотный мир. Видео показательного выступления известного европейского дрифтера Federico Sceriffo на дрифткаре Le Mans команды Fornasari: Источник: При перепечатке ссылка на источник текста обязательна! Маша Blade Мельникова

Add a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

© Copyright 2000 Automobile center