general: info@avtocentr.in.ua, advertising: pr@avtocentr.in.ua

Псевдотехосмотр: Drom. ru исследует Техосмотр-2013

Что происходит с техосмотром в России, уже мало кто понимает. Консервативная, устоявшаяся десятилетиями процедура в одночасье рухнула, а новая эффективная с точки зрения безопасности и удобная для автовладельцев схема так и не создана. Как сегодня получить диагностическую карту (заменившую приснопамятный талончик), и что будет с этой процедурой в ближайшее время? разбирается с вопросом Техосмотр-2013. Техосмотр сегодня: старая история, мутное настоящее, туманные перспективыСтарая система рухнула весной 2011 года из-за скандала с очередями на техосмотр в Москве. Тогдашний премьер-министр Владимир Путин подписал постановление правительства, согласно которому срок прохождения очередного техосмотра для легковых автомобилей, истекающий в 2011 году, переносился на 12 месяцев. Позже была принята важная поправка: срок действия старого талона техосмотра был приравнен к сроку действия полиса ОСАГО. После автовладелец должен был вначале пройти техосмотр, и только затем приобрести очередной полис ОСАГО. После вступления в силу Федерального Закона о техосмотре, в стране значительно увеличилось количество пунктов инструментального контроля, а очереди на техосмотр ушли в прошлое После нескольких попыток Госдума наконец рассмотрела и приняла новый Закон о техосмотре (ФЗ №170 от 01.07.2011 г.) – процедура была выведена из функционала ГИБДД и передана на контроль новообразованному «профессиональному объединению страховщиков».

Проще говоря, самим страховщикам, в лице Российского Союза Автостраховщиков. Именно РСА и стала органом, который обязали контролировать все вопросы, связанные с переставшим быть государственным техосмотром. Инспектора ДПС теперь даже наличие у водителя действующего талона техосмотра или сменившей его диагностической карты проверять не имеют право – эти положения убраны или исправлены и в ПДД, и в КоАП (Административный кодекс). Единственным рубежом контроля над наличием техосмотра остались… страховщики, которые по закону не имеют права продавать полис ОСАГО, если нет действующего талона техосмотра (или диагностической карты). Но ведь отказ в продаже полиса – это же верная потеря клиента!

Неудивительно, что страховщики перестали жестко требовать наличие у своих клиентов талончиков ТО. И если крупнейший игрок на рынке ОСАГО – компания Росгосстрах – придумала и быстро внедрила в жизнь относительно честный способ обхода нового закона (создав ЗАО «Техосмотр», которое и стало «проводить» техосмотр), то многие другие страховые компании (в первую очередь, мелкие и региональные) пошли на сознательное нарушение закона, продавая своим клиентам полисы ОСАГО без талонов ТО. Для проведения техосмотра требуется не так уж много специального оборудования Сегодня ситуация с прохождением ТО вновь балансирует на грани анархии: в лучшем случае клиента страховой компании обяжут пройти вполне реальную (но не слишком придирчивую) процедуру в определенном пункте и в определенный срок. В худшем – за дополнительную плату вместе с полисом «выдадут» частично заполненную диагностическую карту, необходимую только для внесения ее данных в полис ОСАГО и информационную базу техосмотра. При отсутствии жестких требований к техническому состоянию автомобиля на пунктах инструментального контроля многим автовладельцам стало если и не проще, то гораздо дешевле проходить техосмотр законным путем. Как показал опрос на форуме , многие форумчане в прошедшем году предпочли такой путь ранее традиционной покупке талончика. То есть процедура техосмотра стала все же удобной и более простой для автомобилистов. Барабанный стенд позволяет проверить работу тормозной системы автомобиля. Это тот параметр, который автовладелец самостоятельно оценить на должном уровне не сможет Тем не менее, схемы ухода от посещения пунктов инструментального контроля остаются: это «серые» покупки полисов ОСАГО и прямая продажа талончиков (с июля 2012 года – диагностических карт). Теперь «левый» техосмотр «делают» сотрудники пунктов инструментального контроля и страховых компаний.

Несмотря на то, что диагностическая карта является документом строгой отчетности, каких-то серьезных средств защиты от подделки на ней нет. Мало того, в законе до сих пор не прописана ответственность за незаконный оборот этих документов! По сути, бесполезна и еще одна особенность нового закона о техосмотре, согласно которой оператор ТО несет полную ответственность в случае, если с автомобилем что-то произошло из-за необнаруженных на ТО проблем (глава 5, ст. 24 п. 2 Федерального Закона о техосмотре). Доказать это проблематично. Жуликоватым страховщикам и операторам ТО ничто принципиально не мешает выдавать (читай – продавать) диагностические карты без проведения процедуры техосмотра. Надежда – только на единую электронную базу данных техосмотра, которая уже заработала. Все параметры проверки сегодня обрабатываются и вносятся в единую электронную базу данных (ЕАИСТО). И все бы хорошо, да только внесение этих данных производится вручную, что поднимает вопрос о пресловутом человеческом факторе: операторы пунктов техосмотра забывали внести данные об автомобиле в ЕАИСТО. Нет внятного понимания, как проверять вносимые в базу данные и реальность проведения техосмотра в отношении того или иного автомобиля…

Нет ясности и по поводу возможности отказа в выплате страховки в случае отсутствия действующего талона техосмотра или диагностической карты. Согласно правилам страхования ОСАГО, потерпевший не обязан предоставлять страховщику талон техосмотра или диагностическую карту (перечень необходимых документов приведен в пунктах 44, 51, 53-56 и 61 действующих Правил ОСАГО). Соответственно, отсутствие техосмотра не может являться основанием для отказа в страховой выплате. Однако согласно пункту 33.2 и подпункту «а» Правил ОСАГО, страховщик вправе досрочно прекратить действие договора ОСАГО «в случае выявления ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска». Наличие действующего техосмотра является существенным (если не ключевым!) условием заключения договора ОСАГО, под которое хорошо попадает пункт 36 Правил ОСАГО, по которому договор ОСАГО может быть вообще признан недействительным с момента его заключения в судебном порядке. Соответственно, ни о каком возмещении речи идти уже не может. В общем, техосмотр в России сегодня – еще более сомнительная процедура (с точки зрения безопасности дорожного движения), чем была раньше.

В сухом остаткеЧто в плюсе? Увеличилось число сертифицированных РСА пунктов инструментального контроля. Автомобилисты теперь стараются (в основном) не искать обходные пути, а просто без очереди и нервотрепки пройти ТО (и не только по месту постоянной прописки, но и в любом регионе страны – эта норма прописана в ч.1 ст. 17 ФЗ о техосмотре). Ну и принципиально отменен техосмотр для новых автомобилей (до достижения ими трехлетнего возраста). Есть и другие приятные «мелочи» для водителей: отмена проверки талона (диагностической карты) на дорогах и сохранение действия техосмотра при смене владельца автомобиля Неясным остается, куда будет двигаться техосмотр дальше: в сторону возврата к прежней системе проведения техосмотра под контролем госорганов (ГИБДД или иных структур), что время от времени обсуждается в Госдуме, или совершенствования новой системы? Не исключен и вариант полной отмены системы техосмотра в России (по крайней мере, в отношении личного транспорта категорий «А» и «В»). Но этот вариант идет вразрез с договорами о допуске российского автотранспорта к международному движению, и потому такое развитие событий малореально.

Но в ближайшее время принципиальных изменений в Правилах Техосмотра не предвидится: законодатели, министерства и страховщики сегодня озабочены вопросом повышения лимитов выплат по ОСАГО и, соответственно, тарифов. Здесь разногласия настолько серьезные, что реально встает вопрос о дальнейшем существовании куда как более финансоемкого рынка страхования ОСАГО – до техосмотра ли тут Талончик техосмотра летом 2012 года был заменен диагностической картой. Впрочем, сегодня ни то, ни другое больше не требуется возить с собой в автомобиле… Ситуация в регионах.

Мы провели анализ по отзывам наших посетителей на тему получения талона ТО на Форуме Дрома. Как выяснилось, стоимость прохождения процедуры ТО сейчас в разных городах составляет в среднем 400-500 руб. (где-то чуть меньше, где-то чуть больше – зависит даже не от региона, где прописываются свои предельные тарифа на техосмотр, а от аппетитов конкретных станций инструментального контроля и конкуренции между ними). По общему признанию автолюбителей, это на самом деле небольшая плата (особенно в сравнении со стоимостью прежнего «коммерческого» техосмотра). Очередей больше нет, и автомобилисты тратят на процедуру прохождения ТО считанные минуты. Но «левый» техосмотр тоже остался, о чем свидетельствуют пусть и не столь массовые, но также достаточно многочисленные отзывы.

Цены на этот «товар» в разных регионах значительно различаются от полутора до девяти тысяч рублей. За максимальную цену талон ТО доставляют на дом. Любой автомобиль, выезжающий на дорогу, должен быть исправным и соответствовать всем нормам безопасности. И обязательный техосмотр, то немногое, что может сделать государство в плане обеспечения данных требований Зарубежный опытВ Германии новые автомобили первый инструментальный контроль проходят только по достижению трехлетнего возраста, а далее техосмотр проводится раз в два года. Во Франции и Испании техосмотр для новых автомобилей становится обязательным только по достижению ими четырехлетнего возраста. Затем обязательные проверки происходят раз в два года. И только когда возраст машины перешагивает отметку в 10 лет, техосмотр в этих странах становится ежегодным. В Великобритании техосмотр находится под государственным контролем: его проводит агентство по транспортным средствам и операторскому обслуживанию, входящее в состав британского Министерства транспорта.

Регламент прохождения техосмотра – ежегодный для всех автомобилей возрастом свыше трех лет. Одним из самых жестких в мире считается техосмотр в Японии: регламент прохождения здесь практически такой же, как в Германии (новые авто до 3 лет техосмотр не проходят, а более старые машины проверяются раз в два года). Любопытно, что в большинстве стран Европы совмещение в одном месте автомастерской и пункта технической диагностики запрещено – дабы не было соблазна искажать данные проверки в пользу возможности заработать на «ремонте». А вот кто при этом проводит техосмотр – частник или госорган – особой роли ни на эффективность техосмотра, ни на удобство автомобилистов не влияет. При этом система, которая объединяет функции контроля за дорожным движением и техосмотра, из европейских стран осталась только в Турции. Во всех остальных странах полиция никак не касается вопросов техосмотра, который отдан на откуп частным автомастерским, имеющим соответствующую лицензию. А вот в США ситуация с техосмотром неоднозначная настолько, что проще сказать об его отсутствии в этой крупнейшей стране мира: здесь из 50 штатов в 13 техосмотр не предусмотрен законодательством вообще, а в остальных его необходимо проходить раз в один-два года, причем стоимость этой процедуры весьма невысока – в среднем немногим более десяти долларов. Объясняется это просто: в большинстве штатов, где существует техосмотр, основным параметром для проверки является всего лишь токсичность выхлопных газов.

Иногда дополнительно смотрят фары, дворники… Лишь в единичных штатах техосмотр действительно можно назвать техосмотром. Что нужно для похождения ТОДокументы, необходимые для прохождения ТО: Согласно ч.2 ст. 17 ФЗ о техосмотре, для прохождения технического осмотра транспортного средства должны быть предоставлены следующие документы: – документ, удостоверяющий личность – свидетельство о регистрации (СОР) или паспорт транспортного средства (ПТС) Согласно ч.4 той же статьи, оператор технического осмотра не вправе требовать от владельца ТС или его представителя других документов. Сроки прохождения ТО: – новые легковые и грузовые автомобили массой до 3,5 тонн – раз в 3 года (диагностическая карта выдается сроком на 36 месяцев без осмотра автомобиля). – ТС возрастом не более 7 лет, включая год выпуска, – раз в 2 года (диагностическая карта выдается сроком на 24 месяца).

- ТС возрастом старше 7 лет, а также все ТС категории «С» – ежегодно (диагностическая карта выдается сроком на 12 месяцев). – ТС категории «Д», грузовики, перевозящие опасные или крупногабаритные грузы, а также ТС, используемые в коммерческих пассажирских перевозках (в том числе такси), – раз в полгода (диагностическая карта выдается сроком на 6 месяцев). Алексей Степанов

Add a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

© Copyright 2000 Automobile center