general: info@avtocentr.in.ua, advertising: pr@avtocentr.in.ua

Обзор Олдтаймер-Галереи Ильи Сорокина от Drom. ru. Смешение эпох и стилей

Ежегодная московская «Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина», проходившая в минувшие мартовские праздники в московском выставочном комплексе «Крокус Экспо», – главная автомобильная ретроспектива года в России. Выставка подкупает не только богатой экспозицией, но и своей неповторимой атмосферой собрания единомышленников. Здесь можно вдоволь пообщаться с близкими по духу увлеченными людьми, приобрести на блошином рынке блестящего оленя с капота 21-й «Волги», увидеть настоящий велосипед-«паук» позапрошлого века, послушать «в оригинале» звук американской V-образной «восьмерки» или тракторного дизеля середины XX века. И, конечно, полюбоваться автомобилями совершенно разных видов, возрастов и эпох. Drom ru изучил самые достойные экспонаты выставки. «Олдтаймер-Галерея» – мероприятие не только историческое в прямом смысле слова, но уже и само обрело неплохую историю. Главной темой нынешнего издания, 21-го по счету, стал советский автоспорт. Во времена СССР отечественные гоночные болиды устанавливали даже мировые рекорды. Поклонники истории автоспорта наверняка слышали такие названия, как «Харьков», «Эстония», «Киев-Спорт».

Многие из них до сегодняшнего дня можно было увидеть лишь на фотографиях, но в этом году четырехколесные легенды впервые предстали перед посетителями. Экспозиция собиралась двумя командами – Мастерской Евгения Шаманского и Автомобильным Архивным Фондом Владимира Киреева – в рекордные сроки (по словам организаторов, всего за три месяца), потому большинства ретро-болидов еще не касалась рука реставратора. Более того, иной раз в бесформенном ржавом «скелете» с остатками стеклопластика сверху вообще невозможно идентифицировать грозу гоночных треков прошлых лет. Возможно поэтому, на стендах со спортивными машинами было не слишком многолюдно – увидеть истинную ценность большинства экспонатов могли лишь энтузиасты и специалисты. «Харьков-Л3» – первый советский автомобиль столь популярного сегодня класса «дрэгстер», созданный известным конструктором и гонщиком Эдуардом Лорентом для заездов на короткие дистанции со стартом с места. Легкий трубчатый каркас, отсутствие стартера и аккумулятора, легкосплавные (или спицованные) колеса – все подчинено задаче максимального снижения веса болида. Силовой агрегат на основе мотора ВАЗ-2101 и КПП ЗАЗ-965 максимально сдвинут для загрузки задней оси. Венец конструкции – 20-литровая канистра в качестве топливного бака. «Тарту-1» (она же «Эстония-8»), созданная по образу британского «Cooper-T49 Monaco», выглядит потрясающе!

Алюминиевый кузов из цельного листа металла, футуристичный кокпит – сесть сюда не побрезговал бы сам Фантомас! В то же время агрегаты вполне обыденны для тех лет: двигатель ГАЗ-21, коробка передач ЗАЗ-965, тормозная система от «Москвича-407». Необычной была лишь независимая подвеска всех колес с поперечными рессорами в качестве упругих элементов. Гоночная карьера автомобиля была короткой, всего два года, и с 1965 года машина фактически никому была не нужна. В 80-х ей заинтересовались перекупщики, и болид попал в Швецию, но впоследствии его все же удалось вернуть в Россию. Сейчас он находится в завершающей стадии реставрации. А вот где от посетителей не было отбоя, так это на площадках с участниками Concours d’Elegance, конкурса автомобильной красоты. Здесь были собраны самые редкие и самые стильные олдтаймеры, каждый из которых претендовал на Гран-При в своей возрастной категории: «Легенда», «Классика» или «Ностальгия». Итальянка Isotta-Fraschini Tipo 8A принадлежала к высшему автомобильному обществу и обладала самым мощным серийным мотором своего времени. Рядный восьмицилиндровый двигатель объемом 7.3 л выдавал 160 л. с. и разгонял машину до 150 км/ч, что для 30-х годов прошлого века было поистине впечатляющим.

Всего было выпущено 950 экземпляров Tipo 8A. Среди владельцев авто числились короли Италии и Румынии, глава Ватикана Пий XI, шах Ирана и монарх Эфиопии. Данный экземпляр – гость из США. С 30-го по 50-е годы прошлого столетия принадлежал компании, которая предоставляла автомобили в аренду для киноиндустрии Голливуда, а в 86-м попал в коллекцию Blackhawk Museum в Калифорнии. Облик малыша Messerschmitt KR200 никак не вяжется с грозными боевыми самолетами Люфтваффе, однако его авиационные корни настолько глубоки, что классифицировать эту машину привычными автомобильными категориями сложно. Двухместный кузовок на трех колесах, накрытый плексигласовым панорамным «фонарем», заднемоторная компоновка и самолетный штурвал – кажется, что противоречивее техники быть не может. Messerschmitt KR200 пользовались неплохой популярностью.

Одноцилиндровый мотор объемом 190 куб. см разгонял 200-киллограмовую конструкцию до 105 км/ч. Четырехступенчатая секвентальная КПП не имела задней передачи, но двигатель можно было запустить «в обратную сторону», тем самым превратив все ступени в «задние». Большинство этих машин принадлежат частным коллекционерам, и они никогда ранее не выставлялись на «Галерее». Каждый экземпляр – настоящий шедевр. Самым сверкающим и громким стендом выставки была экспозиция Trump Cars. Специализация – американское ретро, и в этом году ставка была сделана на «масл-кары». Эти названия наверняка известны даже тем, кто не интересуется автоисторией: Ford Mustang, Dodge Challenger, Chevrolet Chevelle.

Агрессивная раскраска, длинные капоты, моторы запредельных объемов и мощностей – вот он, уголок неизменных ценностей Нового Света. Ford Mustang в представлении не нуждается. Это культ в чистом виде. Несмотря на то, что дизайн автомобиля был больше европейским, чем североамериканским, модель имела бешеную популярность – за первые полтора года было продано более миллиона экземпляров. Первые «Мустанги» конструктивно во многом повторяли семейный седан Ford Falcon, от которого позаимствовали большинство агрегатов – шестицилиндровый мотор объемом 2,8 л и трехступенчатые АКПП или «механику». Dodge Challenger был призван конкурировать в том числе и с Ford Mustang, но увы, повторить его успех не смог – на момент выхода на рынок волна популярности pony-car уже спала.

Всего было выпущено около 165,5 тыс. экз. Challenger первого поколения. На стенде Trump Cars была представлена версия Challenger R/T (Road/Track) – самая энерговооруженная в линейке, ее мощность достигает 425 л. с. (двигатель Chrysler RB 426 V8 Hemi, объем 7,2 л). «Коллега» Трампов, гараж Junkyard, выглядел чуть скромнее, но автомобилей здесь было побольше. Эта коллекция представляла все то, что мы привыкли понимать под словосочетанием «американская классика» – необъятных размеров сухопутные крейсеры, «Кадиллаки», «Линкольны» и «Шевроле» середины прошлого столетия. Cadillac Fleetwood 75 1959 модельного года был назван организаторами «Олдтаймер-Галереи» самым вальяжным. И неспроста – это был самый большой представитель модельной линейки компании, более 6 метров в длину и более 2 в ширину. Мотор – конечно же, V8, 6,4 л, 325 л. с. Дизайн узнаваем стопроцентно – эти плавники с пулеобразными фонарями давно стали настоящим символом эпохи. И кстати, именно такой Fleetwood (только в кузове универсал) возил охотников за привидениями в одноименном фильме, помните?

Полноприводный американец International B120 был переоборудован в пожарный автомобиль в Швеции, где впоследствии и нес службу. Сдвоенная кабина вмещает семерых членов экипажа и имеет деревянный каркас. Пожарный насос приводится непосредственно от шестицилиндрового бензинового 4-литрового 120-сильного двигателя. Цистерна на 750 л воды и ящики для пожарного инвентаря располагаются в фургоне позади кабины. Эта машина попала в Россию в 1995 году, когда после списания на родине ее подарили одной из карельских пожарных частей.

Там она тоже пришлась «не ко двору» и через несколько лет простоя попала в частные руки, которые сделали из пожарника автомобиль для отдыха и охоты. Надо ли говорить, что в Junkyard машина попала в плачевнейшем состоянии?.. Несколько шагов, и вот мы уже на другом континенте, рассматриваем пеструю вереницу классики отечественной. Среди завсегдатаев всех российских ретро-мероприятий, «Волг» ГАЗ-21, нет-нет, да и мелькает что-то необычное, как, например, «горбатый Запорожец» будто только что с завода или полноприводный Москвич-410. Отдельный стенд отведен «лимузинам» ЗиС-110, ГАЗ-12, ЗиЛ-41041. Оно и понятно – по статусу не положено рядом с «гражданскими». А вот соседство с армейскими ГАЗами времен Великой Отечественной нисколько не зазорно – заслуги этих боевых машин на полях сражений затмят известность не одного вождя Переходим на противоположную сторону зала и снова оказываемся «ослеплены» лучами спортивной славы: Jaguar MKII и American LaFrance.

Увидеть эти автомобили рядом раньше было просто невозможно – они представляют совершенно разные страны и эпохи. Jaguar MKII – легендарный представитель английских спорткаров 60-х годов. Самый мощный шестицилиндровый двигатель в линейке, 3,8 л, имел гоночные корни и выдавал 223 л. с. Вкупе с прекрасными ходовыми качествами, это делало автомобиль крайне популярным среди спецслужб, а также тех, с кем эти самые службы боролись. Само собой, блистал Mark II и на спортивных трассах. Представленный на выставке автомобиль тоже может этим похвастать – он продолжает активную спортивную карьеру в гараже команды Russo Baltic Racing, профессионально занимающейся соревнованиями ретро-автомобилей. Название American LaFrance может ни о чем не говорить отечественному автолюбителю, но для США это больше, чем история. Компания производила спецтехнику и пожарное оборудование с 1845 года, когда и автомобилей-то в привычном понимании еще не было. Представленный на «Олдтаймер-Галерее» гоночный Speedster 1911 года, построенный на шасси обычной «пожарки», – это, скорее, исключение для American LaFrance.

Тем не менее он одержал немало побед на трассах тех лет, обходя намного более именитые «Мерседесы», «Симплексы» и «Фиаты». А разве можно было вообразить на одной трассе, например, Rolls-Royce Silver Spur и Austin Mini? И это тоже реально – вот они, стоят бок о бок, со стартовыми наклейками исторического ралли «Москва – Монте Карло», которое состоится летом этого года. Но ретро-автомобили – это, конечно, не только спортивные победы и военные подвиги. Народные «трудяги», некогда невероятно распространенные, сегодня представляют не меньший интерес. Lamborghini и Porsche делают только суперкары?

А вот и нет! Когда-то обе компании производили вполне обыденную сельскохозяйственную технику. А основатель «главного конкурента Феррари» Ферручио Ламборгини вообще начинал свою «карьеру» с тракторов, заработав на них репутацию и средства для создания своих неповторимых спортивных машин. Как утверждают представители мастерской «Авто-Культ», на чьем стенде стояли эти ярко красные машины, данная Lamborghinetta создавалась при непосредственном участии самого Ферручио, ведь это один из немногих сохранившихся экземпляров первых годов выпуска. «Олдаймер-Галерея» год за годом подтверждает репутацию самой крупной в Восточной Европе ретро-выставки.

Мы намеренно не называем ее автомобильной, потому что здесь главенствует госпожа История. А автомобиль – лишь ее часть, пусть и значительная. Текст: Евгений Загатин Фото: Евгений Муругин, Евгений Загатин

Add a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

© Copyright 2000 Automobile center