general: info@avtocentr.in.ua, advertising: pr@avtocentr.in.ua

Nissan GT-R разогнался до 300 километров в час на льду Байкала, репортаж Drom. ru

В конце февраля российские пилоты предприняли несколько попыток установления национальных рекордов скорости на природном льду озера Байкал на полностью серийном автомобиле Nissan GT-R. В ходе заездов была превышена скорость в 301 км/ч. Сначала немного про рекорды…«Рекордная тема» всегда была и будет крайне популярной. В человеческой природе заложено стремиться быть лучше других – прыгать выше, бежать быстрее, жать сильнее. Первый официально зарегистрированный абсолютный рекорд скорости был установлен 18 декабря 1898 года графом Гастоном де Шаслу-Лоба на дистанции 1 км. Французский автогонщик разогнал свой электромобиль конструкции Шарля Жанто до скорости в 63,149 км/ч! В Советском Союзе рекорды ставились во всех областях жизни, в том числе и в автоспорте. Началось еще все до революции, когда 14 мая 1913 года на Волховском шоссе под Петербургом автомобили Benz, Opel, Mercedes, «Металлуржик» и «Руссо-Балтийский» (кстати, русо-балт не простой, а победитель ралли Монте-Карло 1912 года) соревновались на развитие максимальной скорости на трассе длиной в версту (1 066,8 метров). Победителем стал автомобиль Benz, который развил скорость в 189,5 км/ч, и преодолел расстояние за 19 секунд. В 1937 году, в конце сентября под Киевом на Житомирском шоссе была проведена очередная гонка, соперниками на которой стали четыре серьезно подготовленных дрэгстера, построенных на базе ГАЗ-А. На этой гонке пилот А. Гирель поставил рекорд, набрав скорость 127,6 км/ч. В начале 60-х годов новым местом проведения рекордных заездов выбрали бессточное озеро Баскунчак (Астраханская область): когда оно пересыхало, поверхность на его дне становилась ровной благодаря соляной корке.

Длина новой трассы составила 13 километров, ширина – 8 километров. За три года на ней было установлено 29 всесоюзных рекордов скорости (19 из них превосходили международные), в том числе абсолютный всесоюзный рекорд – 311,4 км/ч (1963, И. Тихомиров, «Пионер-2»). Позже в связи с расширением добычи соли на озере и последовавшим ухудшением гидрогеологической обстановки поверхность дна стала непригодной для рекордных заездов. Кстати, в 1983 году вышел отечественный художественный фильм «Скорость» про установление мирового рекорда скорости, который снимался, в том числе, и на озере Баскунчак. С тех пор подходящего места для подобных рекордных заездов в России нет. Да и тема эта перестала быть популярной. Исключением стал, пожалуй, только большой энтузиаст рекордного движения, известный автогонщик Сергей Ларин, который в 2004 году установил сразу 8 рекордов на трассе Дмитровского полигона на специально подготовленном автомобиле Ford Probe. Он проехал 1000 км с тремя дозаправками за 4 часа 50 минут со средней скоростью свыше 212 км/ч. Это – первая со времен СССР попытка рекорда на дистанции 1000 км, осуществленная одним пилотом, и вторая в истории национального автоспорта (впервые это расстояние в одиночку преодолел Юрий Лесовский в 1972 году, показав среднюю скорость в 174 км/ч). Лед – тоже вариантПро рекордные заезды на соляных озерах в Бонневилле мы подробно писали в репортаже «Репортаж с соляных озер Бонневилля – Рекорды скорости 2012». С ледовыми поверхностями соляные озера объединяет несколько показателей: они исключительно хороши своими размерами как в длину, так и в ширину, а во-вторых, абсолютно ровной поверхностью.

Здесь рекордсмены наименее подвержены возможности слететь с дороги и разбиться о какую-то помеху – будь то дерево, мост или что-то еще. Ведь именно так порой заканчивалась жизнь многих рекордсменов, в том числе и знаменитого Берндта Роземайера, который погиб во время рекордных заездах на «Серебряных Стрелах» в январе 1938 года – когда порыв ветра перевернул его автомобиль, он ударился об одну из опор моста и мгновенно скончался. Во всем мире лед – весьма популярная штука для установления рекордов, существует даже отдельное понятие рекордной записи – на льду. При этом ни в Советском Союзе, ни в России рекорды на льду не ставили вовсе, несмотря на то, что зима у нас длится порой по 9 месяцев. Последний мировой рекорд скорости на льду по версии Книге Рекордов Гиннеса был установлен 6 марта 2011 года гонщиком-испытателем Nokian Tyres Янне Лайтиненом, управлявшим автомобилем Audi RS6. Заезд проходил на трассе в Ботническом заливе у города Оулу в Финляндии. По правилам Книги Рекордов Гиннеса замеряется время прохождения автомобилем километровой дистанции в обоих направлениях. Мировым рекордом становится среднее значение от этих двух результатов. На попытку отводится ровно 1 час. При этом лед должен быть натуральным, а шины – находиться в открытой продаже и сертифицированы для страны, где устанавливается рекорд.

Audi RS6 смогла разогнаться до 331,610 км/ч, почти на один км/ч превзойдя предыдущее достижение, показанное в феврале 2011 года кабриолетом Bentley Continental Supersports. Для установления рекорда использовался полностью стандартный автомобиль с двигателем V10 BI-TURBO объемом 5,2 л, мощностью 580 л. с., в то время как кабриолет Bentley был оснащен каркасом безопасности в салоне, тормозным парашютом, новым передним и задним спойлером, доработанной передней частью кузова, в которой специальными щитами были закрыты фары головного света, решетка радиатора и часть воздухозаборников. Bentley был оборудован двигателем V12 BI-TURBO объемом 6,0 л, мощностью 630 л. с. Как устанавливают рекордыМеждународная автомобильная Федерация (FIA) разработала целую систему правил и регламентаций относительно того, как это должно быть сделано, и дала определение самому понятию рекорда скорости. «Рекорд – наивысшее достижение, полученное при соблюдении требований настоящих правил» – говорится в одной из статей правил FIA. Национальные автомобильные федерации, в том числе и РАФ, как правило, принимают эти правила целиком, дополняя лишь некоторыми национальными особенностями. Так, при установлении рекорда скорости в России, официальные документы на установление рекорда подаются не менее чем за 48 часов. К сожалению, заявленную попытку нельзя перенести по погодным условиям или другим обстоятельствам – она должна состояться точно в назначенный календарный день, в любое удобное время в течение 24 часов. Любой час отводится на тренировки, и затем еще час – на саму попытку: начиная с того момента, как пилот произнес слова «я готов».

Для отсечки времени используется сертифицированная система хронометража, которая устанавливается на двух створах в начале и конце трассы. Называется это «устройство фиксации времени». Вся система и порядок установления рекордов не менялся уже на протяжении многих лет, и в 50-е годы, когда в СССР вновь возникла мода на рекорды, происходило все примерно также. Причем подобный хронометраж используется в обязательном порядке лишь при установлении национального рекорда или выше – в местных масштабах не запрещено пользоваться и секундомерами, единственное условие, что на каждом створе должно быть по три секундомера, и управляться они должны тремя разными судьями.

По толстому льду Идея прошедшего на Байкале события принадлежит постоянному организатору и участнику различных автомобильных экспедиций на север России, известному российскому телеведущему и автожурналисту Андрею Леонтьеву. Первая попытка установления Рекорда скорости на природном льду Байкала состоялась в прошлом году. В результате Российской Автомобильной Федерацией был зарегистрирован рекорд скорости с хода на расстояние в 1 км в 139 км/ч (напоминаем, это средняя скорость за заезды в две стороны). В Книгу Рекордов России попала цифра 212 км/ч в качестве максимальной зафиксированной по GPS. Но сам Андрей Леонтьев, организатор всего действия и пилот рекордного автомобиля, относился к этому мероприятию скорее как к генеральной репетиции и проверке логистических возможностей. В качестве машины использовалась абсолютно стандартная Mazda MX-5, а прикрепленный сзади парашют был в большей степени данью гоночной эстетике, нежели насущной необходимостью. Тогда подготовка была непростой, и сложным оказалось прежде всего получить одобрение РАФ. Дело в том, что в Спортивном Кодексе FIA (международной автомобильной Федерации) вообще не было такого понятия как «рекорд скорости на льду», а только «на земной поверхности», и Российскую Федерацию это смущало больше всего. Однако после длительных уговоров РАФ все же дал разрешение и не пожалел об этом. После установленного Андреем Леонтьевым в марте 2012 года рекорда FIA внесла дополнение в свой Кодекс, указав дополнительно «лед» в качестве возможного отдельного варианта твердой поверхности начиная с 2013 года!

Тем не менее, на данный момент это довольно половинчатое решение, но вполне возможно, что Байкальские заезды 2013 послужат поводом для того, чтобы FIA выделила ледовые рекорды в отдельную статью. По поводу дополнения в Кодексе FIA это не шутка и не заблуждение. Дело в том, что все остальные рекорды скорости на льду, установленные различными автомобилями, в том числе Audi и Bentley, не регистрировались в FIA, а лишь только в разнообразных Книгах Рекордов. Так что маленький предмет для гордости, но у нас все же есть! Про экологиюЭкология всего происходящего – очень важный момент. Байкал – фантастическое место необыкновенной красоты и чистоты.

Происходившее в этот раз было полностью согласовано со всеми экологическими службами, и все разрешения получены. Ледовая переправа по Байкалу в принципе не запрещена, более того, зимой это чуть ли не единственный короткий способ попасть на другой берег. Дорога прямо по льду размечена специальными дорожными знаками, а в сложных местах дежурят автомобили МЧС, которые помогают транзитам миновать опасные участки. Технически исправный автомобиль, движущийся по льду Байкал, не может нанести урон экологии. Ну а организаторы позаботились о том, чтобы не осталось мусора и других вредных следов пребывания человека. Кстати, в этот раз в состав экспедиции входили и местные жители, которые помогали найти нужные локации, проводили через сложные участки льда и контролировали чистоту окружающей среды. Версия 2013В этом году планировалось сделать уже все совершенно на другом серьезном уровне.

Для того чтобы зафиксировать официальный рекорд, было необходимо сначала получить паспорт трассы. Это повлекло за собой целый ряд дальнейших действий. Сначала был выбран ровный отрезок льда протяженностью порядка 7 км на Байкале. Эту задачу взял на себя президент Лиги Ледовых Капитанов Александр Бурмейстер. Затем из Иркутска были приглашены геодезисты, которые разметили этот участок, отмерив 3,5 км для разгона, 1 мерный километр для установления рекорда и 2,5 км для зоны торможения. Погрешность мерного участка составила… 5 мм! Ширина трассы равнялась примерно 25 метрам. Самое главное, что тут нужно отметить, что трасса не подвергалась никакой специальной подготовке. Она не выравнивалась, не заливалась льдом, и на нее дополнительно не наносили никакие вещества для улучшения сцепления.

Это был естественный лед озера Байкал, толщина которого на участке трассы составляла в среднем 130 см. После получения паспорта трассы была подана заявка в РАФ на установление национального рекорда скорости на льду с хода и с места, а также в Книгу Рекордов России на максимальную скорость. В этом году в заездах принимали участие уже два пилота. Помимо Андрея Леонтьева на Байкал приехал и Роман Русинов, российский автоспортсмен, выступающий за команду Nissan в Международном чемпионате по длинным гонкам (WEC – World Endurance Championship). Автомобилем для заездов был выбран Nissan GT-R. Причин такого выбора было несколько, но, наверное, самая главная состояла в том, что Nissan GT-R является не просто культовым автомобилем, но и одним из самых быстрых среди серийных. Ни для кого не секрет, что японские инженеры разрабатывали и строили его для того, чтобы он мог побить рекорд Porsche на Северной Петле Нюрбургринга.

И это ему удалось. Андрей Леонтьев, организатор рекордных попыток, говорит, что им было интересно проверить возможности именно серийного автомобиля, потому что любые доработки, включая даже каркас безопасности, добавляют машине бонусов в таких испытаниях. А в данном случае тестировали именно ту машину, которую можно купить в автосалоне в ее первозданном виде, и испытывали ее возможности так, как чисто теоретически может сделать любой другой человек. Мощность Nissan GT-R составляет 540 л. с., его заявленная максимальная скорость – 310 км/ч. Автомобиль был обут в нешипованную зимнюю резину Bridgestone Blizzak LM-25 285/35R20. Почему нешипованную?

Потому что требуемого размера и с нужными скоростными индексами шипованной резины не бывает. Требования по установлению рекордовСамые жесткие требования по установлению рекордов принадлежат РАФ. С учетом прошлогоднего опыта организаторами было заранее заявлено 2 дня для рекордных заездов. Дело в том, что погода на Байкале и так вещь довольно непредсказуемая, а в это время года тем более. В 2012 в день во время заезда поднялся очень сильный ветер, который в том числе не позволил развить максимально возможную скорость, а по правилам РАФ перезаезд невозможен. Поэтму сейчас подали заявку сразу на два дня, в течение которых пилот имеет право на одну попытку с хода и одну попытку с места на каждый день. При этом цифра вычисляется исходя из средней скорости на указанном километре. Для Книги Рекордов требования гораздо более мягкие.

Количество попыток в течение заявленного времени для пилота неограничено. А скорость в Книгу заносится максимальная (а не средняя), вычисленная с помощью прибора GPS, который потом вместе со всеми документами сдается на специальную комиссию. Кстати сказать, что касается ветра, то тут перестраховались не зря. Накануне первого дня поднялся сильнейший ветер, который местные жители называют Сарма по имени языческой богини. За несколько часов он полностью уничтожил построенный заранее лагерь, не оставив ни одной целой постройки. Как сказали члены команды, занимавшейся строительством: «Мы первый раз видели, как по воздуху летали 20-литровые канистры, до краев наполненные бензином». По вине Сармы на следующий день заезды начались лишь уже во второй половине дня, после того, как были восстановлены все необходимые сооружения. И нужно отметить, что при установлении рекордов обязательно учитывается скорость ветра. В первый день она составляла 8-10 метров в секунду, во второй ветер стих до 3-5 м/с. Про безопасность и отсутствие каркасаБезопасность – важная и безусловная составляющая всех автогоночных соревнований.

Поэтому об этом нужно сказать несколько слов отдельно. Главный вопрос, который может возникнуть по безопасности проведенных заездов, касается прежде всего отсутствия в автомобиле каркаса безопасности. В компании Ниссан нам это прокомментировали таким образом: «Да, у нас действительно были сомнения в возможности проведения рекордных заездов без каркаса безопасности, но мы рассмотрели все риски, оценили их и пришли к выводу, что можем предоставить для этих целей незакаркашенный автомобиль. Ведь это серийная машина, со штатным ограничением скорости, которую может развить любой водитель. Так что наши сомнения были разрешены в пользу заезда. К тому же мы абсолютно уверены в мастерстве пилотов, которые должны были находиться за рулем GT-R. И не сомневались, что в случае нештатной ситуации машина спасет водителя». Рекордные попыткиЗаезды были распределены между пилотами следующим образом: Андрей Леонтьев предпринимает попытки установления рекордов скорости РАФ, Роман Русинов едет для Книги Рекордов России.

Как уже говорилось, первый день не удалось использовать целиком, так как вся первая половина была посвящена восстановлению лагеря, стартового створа и установлению измерительного оборудования. За время царствования Сармы со льда был унесен практически весь снег, и первая часть трассы, включая почти всю зону разгона, представляла из себя голый лед. Только уже ближе к мерному километру начинали появляться снежные наносы, которые Роман Русинов назвал «островками счастья». – Это был фактически единственный шанс получить хороший зацеп и увеличить скорость, – сказал пилот. – Все остальное время приходилось очень тщательно выбирать режим езды и давать исключительно дозированное усилие на педаль газа. В противном случае чуть перегазуешь – машина включает системы стабилизации, и ты тут же теряешь всю с таким трудом набранную скорость.

Стабилизацию мы не отключали принципиально, она нам здорово помогала. При этом, конечно, приходилось учитывать порывы ветра, которые сносили автомобиль с траектории движения. Для повышения результата все настройки автомобиля были установлены в спортивный режим «R» – Racing, который немного ослабляет контроль электронного мозга над усилиями пилота. И все равно большую часть дистанции автомобиль уходил в пробуксовку той или иной степени тяжести.

Казалось бы, что заявленные производителем 530 л. с. в таких условиях и не нужны, однако в те редкие моменты, когда автомобиль получал хороший зацеп, именно эти полтысячи лошадей и ухитрялись быстро разгонять японское чудо техники. По словам Русинова, на скорости примерно до 270 км/ч автомобиль шел довольно гладко, однако после этого рубежа машину начинало сотрясать как «космическую капсулу, заходящую на посадку в аварийном режиме». И, тем не менее, Роман показал отличный результат. Прибор GPS продемонстрировал максимальную скорость автомобиля в 294,8 км/ч. А инженерный прибор для Nissan под названием Consult 3, используемый для подключения к бортовому компьютеру автомобиля и снятия показаний со всех датчиков, в том числе и на треке, высветил и того больше: 301,325 км/ч. При этом большее доверие своими настройками и возможностями вызывает именно Consult 3, но результат будет засчитан именно по бытовому устройству GPS, которое, к тому же и немного запаздывает с определением скоростного режима. Так что в Книге рекордов России рубеж в 300 км пока останется непокоренным.

Андрею Леонтьеву повезло чуть меньше. В первый день, когда он стартовал, с погодными условиями, мягко сказать, не повезло. Сильный боковой ветер и очень скользкий лед не позволили ему развить высокую скорость. Во время попытки установления рекорда скорости с хода он сумел превысить среднюю скорость в 250 км/ч. При попытке с места средняя скорость превысила 80 км/ч. Несмотря на кажущуюся незначительность последней цифры, результат с места очень неплох. Он означает, что Андрей сумел за 1 км по голому льду достичь скорости с нуля до примерно 200 км/ч. Попробуйте сделать то же самое на нешипованной резине! – В следующем году мы обязательно вновь постараемся провести подобное мероприятие, – говорит Андрей Леонтьев. – И обязательно постараемся улучшить цифры. Потому что в этот раз нам откровенно не хватало места, чтобы продемонстрировать все возможности автомобиля. Вместо 7 км ледовой трассы мы подготовим порядка 10-13, и это поможет нам побить свои же собственные рекорды.

Мария Мельникова

Add a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

© Copyright 2000 Automobile center