general: info@avtocentr.in.ua, advertising: pr@avtocentr.in.ua

Монстр-траки: рама весом 850 кг, 66-дюймовые шины, 9-литровые моторы мощностью 1500 л. с., расход топлива 20 литров на 100 метров

Источник: Автор: Алексей СтепановФото: Ефима Незванного, TheMonsterBlog. com, Car and Driver и открытых источников Однажды в Техасской глубинке нам довелось увидеть прелюбопытное зрелище. Огромные монстроподобные колесные создания (автомобилем такое язык не повернется назвать) выделывали – поодиночке или парно – различные пируэты. И, как гвоздь программы, перелетали через ряды автомобилей со свалки. Это – Монстр-траки – продукт американской автомобильной субкультуры. Передвигаться по дорогам общего пользования без сопровождения полиции монстр-тракам запрещено. Для их перевозки используют специальные тралы. Иногда дополнительно меняют колеса на небольшие и узкие – для уменьшения ширины и высоты машины Автомобили, показанные на двух последних снимках, многие путают с монстр-траками.

Но это лишь пара примеров из бесчисленного множества бигфутов – серийных внедорожников или пикапов, с большими колесами и с разнообразным лифтингом, в том числе и с применением дополнительной пространственной рамы. Однако нагрузок, которые испытывают настоящие монстр-траки, эти бигфуты перенести не способны Некоторые ошибочно называют подобные транспортные средства «бигфутами». Уточним, «большая нога» – так американцы прозвали внедорожники с нарочито большими колесами. Однако мы сегодня расскажем не о тех бигфутах, что в многочисленных количествах, если не сказать массово, строятся умельцами по всей России на основе серийных внедорожников. Нет, мы сегодня, уж позвольте, сделаем акцент на тех «большеногах», что у нас практически неизвестны, и которые большинство если и видели, то только на картинках или видеороликах из Америки – так называемых Монстр-траках (Monster-truck).

Монстр-трак мог родиться только в Америке – стране, где из всего необычного могут сделать шоу или соревнования. Собственно, так и произошло с первыми бигфутами: эффектное «подавление» и уничтожение обычных легковушек внедорожником с большими колесами настолько понравилось падким на автошоу американцам, что очень скоро новое развлечение стало популярным зрелищем, включающим как соревнования, так и показательные выступления. Уже первые соревнования показали, что даже серьезно доработанная конструкция стандартного внедорожника не способна обеспечить необходимый уровень надежности и безопасности, необходимый на шоу бигфутов. И в итоге монстростроители пришли к логическому решению делать свои болиды не на основе стандартных машин, а, что называется, с нуля – как большинство других спортивных автомобилей высшего класса. Первым бигфутом официально считается автомобиль жителя Сент-Луиса (штат Миссури) Боба Чандлера. Все началось с банального отсутствия достаточного количества магазинов с запчастями для внедорожников. Основав свой маленький семейный бизнес, Боб переделал имеющийся у него пикап Ford F-250 1974 года выпуска в первый автомобиль с большими колесами, главной задачей которого было привлечение клиентов в магазин. Вначале пикап просто получил большие колеса, заимствованные от трактора.

Позже Боб пришел к желанию сделать машину еще и полноуправляемой. Именно эта схема – 4х4х4 – лежит в основе большинства современных классических монстр-траков. Тот самый Bigfoot №1 в International Monster Truck Museum. Его создатель Боб Чандлер – в центре Публичные выступления Чандлера начались в 1979 году.

Но первое прилюдное уничтожение легковых автомобилей состоялось только спустя почти три года. Тогда же, в 1981 году, Чандлер заручился поддержкой компании Ford и полностью сосредоточился над развитием и совершенствованием конструкции бигфутов вообще и монстр-траков в частности. Любопытно, что Bigfoot №1 и сегодня пребывает в отличном состоянии, время от времени демонстрируя свои способности на различных автошоу. Видео: Bigfootoriginal Изготовление профессионального монстр-трака начинается с конструирования пространственной рамы, на которую и будут впоследствии устанавливаться все остальные узлы и агрегаты. Отдельные детали и вид рамы на разных «монстрах», естественно, имеют различия, иногда существенные. Но в целом любая рама изготавливается из специальных хром-молибденовых труб диаметром 2-2,5 дюйма (5-6,35 см). Ее форма просчитывается на компьютере, что позволяет точнее оценить распределение нагрузок и сделать конструкцию легче. В итоге вес готовой рамы для монстр-трака составляет около 800 кг. Пространственная рама с установленными на нее двигателем, трансмиссией и мостами. Спереди слева также установлены специальные сдвоенные амортизаторы К слову, борьба с весом для монстр-траков – не пустой звук: сколько может весить одно колесо, диаметром 1,7 и шириной 1,1 метра (это стандартный на сегодня размер колес для монстр-траков)? Без специальных мер по облегчению один такой «каток» способен потянуть на 500 кг и даже более.

После облегчению, основная часть которых приходится на обрезку протектора стандартных сельскохозяйственных 66-дюймовых (!) шин, вес одного колеса уменьшается примерно до 350 кг. Но и в таком виде один только комплект колес вытянет на почти полторы тонны. А теперь представьте, что все это хозяйство необходимо вращать. Соответственно, нужен мощный мотор.

И здесь даже громадных, по нашим меркам, 5-6-литровых двигателей американских пикапов может не хватить. Все профессиональные Monster-truck используют двигатели на основе так называемого Big block, объемом не менее 9-9,5 литра и механическими нагнетателями, которые используют в драг-рейсинге. Большинство из них работают даже не на бензине – на метаноле. Мощность некоторых экземпляров превышает 1500 л. с. Про расход топлива лучше даже не говорить: только один шоу-проезд перед трибунами требует не менее 10 литров топлива. А при интенсивном разгоне расход может превышать 20 литров на «сотню». Причем «сотню» не километров, а всего лишь метров! Впрочем, чего иного требовать от болида массой порядка 5-5,5 тонн, способного ускоряться до 100 км/ч менее чем за 4-5 секунд? На большинстве монстр-траков двигатель установлен в базе со смещением назад – так меньше вероятность «клевка» вперед при прыжках через препятствия. Форма раздаточной коробки обусловлена в том числе и необходимостью снизить углы наклона карданных валов По традиции, заложенной еще в первом бигфуте Чандлера, коробки передач используют автоматические.

И как и двигатели, их чаще всего заимствуют у дрэгстеров: такие агрегаты изготавливают и Allison, и Lenco, и Powerglide… По сути, это обычная «грузовая» 3-ступенчатая АКПП с усиленными компонентами и гидротрансформатором увеличенного размера. Другие конструкции КП встречаются редко и пока из разряда экзотических для монстр-траков не выходят. Но вернемся к конструкции самого монстр-трака. Двигатель устанавливается внутри рамы в нижней ее части и в базе. Такое расположение обеспечивает оптимальную развесовку и снижает центр тяжести весьма высокого автомобиля (в среднем стандартный, если так можно выразиться, Monster-truck имеет 4-метровую высоту кузова). И все равно опрокидывания и перевороты здесь не редкость.

Поэтому-то, собственно, пространственная рама одновременно формирует собой и защитный каркас кабины пилота. Для него устанавливается подогнанное индивидуально спортивное кресло. Да и в целом применяется множество решений и систем, обеспечивающих безопасность – например, несколько принудительных и автоматических выключателей зажигания, система пожаротушения и т. п. Карданы усиленные и нередко сдвоенные – чтобы сгладить большие углы наклона валов. Планетарные редукторы снижают нагрузку на привода и повышают дорожный просвет Подвеска и ходовая часть на монстр-траках также использует множество специальных решений. Стандартными здесь бывают разве что мосты, которые еще способны выдерживать высокие нагрузки при прыжках с трамплина или проезду по другим машинам. Часть рычагов изготавливается из труб с повышенной податливостью – для обеспечения дополнительных амортизационных качеств. Упругие элементы – пружины, сменившие прежние рессоры, не способные обеспечить должные хода подвесок. А они, кстати, просто фантастически огромные: в среднем ход подвески современного монстр-трака составляет 60-70 см, а иногда и того больше. Соответственно, требуются специальные сдвоенные амортизаторы: огромной высоты, заполненные азотом и с выносными масляными резервуарами.

Их конструкция и свойства рассчитываются таким образом, чтобы не допускать резонансной раскачки машины и отскоков при приземлениях после прыжков. Но на этом уникальные решения в конструкции монстр-траков не заканчиваются. В частности, здесь не найти на привычных местах в ступицах колес тормозных механизмов: они, для снижения неподрессоренных масс, установлены на карданных валах перед дифференциалами, и нередко имеют собственную защиту от жестких воздействий извне. Рама, с установленными на нее агрегатами монстр-трака. Не хватает только колес и кузовных панелей А вот без планетарных редукторов обойтись не получается: они хоть и увеличивают неподрессоренные массы и уменьшают максимальную скорость, зато позволяют снизить нагрузки на приводные валы, а дополнительно еще и увеличивают на 100-120 мм дорожный просвет. А что до скорости… Так ли нужна ли она бигфуту, который даже с соперниками гоняется на ограниченной площадке с препятствиями?

С этого ракурса особенно хорошо видно, что напоминающий пикап кузов – фикция: основу бигфута, а точнее монстр-трака, составляет пространственная рама Один из основных видов соревнований монстр-траков – параллельная гонка с препятствиями в виде грязевых луж, трамплинов, строительного мусора и старых автомобилей. При этом зрелищность прохождения трассы нередко оказывается важнее скорости их преодоления. Существуют и раздельные выступления (иногда они являются частью не соревновательной, а шоу-программы), в которых на первый план выходит зрелищность. Именно здесь бигфуты эффектно прыгают через ни в чем не повинные легковушки, а затем (или в результате неудачного прыжка) их же и давят своими колесами. Особым успехом пользуются проезды по рядам уже подмятых легковушек на задних колесах, а также прыжок с переворотом на 3600 вокруг горизонтальной оси (так называемое сальто назад). Особняком стоят рекордные прыжки в длину. Так, в сентябре 1999 года на авиашоу в Теннесси сразу несколько монстр-траков совершили прыжок через стоящий на земле авиалайнер Boeing.

Тогда длина каждого из прыжков составила около 60 метров. А в 2011 году Дэн Рант на болиде с именем Bigfoot №18 совершил прыжок на 219 футов (66,7 метра), записав таким образом новый рекорд Гиннесса по прыжкам на бигфутах. Видео: TheMonsterBlog. com Уникально здесь и рулевое управление. Прямой связи между рулем и колесами у Монстр-траков нет: ни один, даже грузовой, стандартный механический рулевой механизм с прямой связью не выдерживает тех нагрузок, которые испытывает монстр-трак во время трюков. В итоге рулем управляется только подача давления в рулевую рампу, а поворачивает колеса исключительно гидравлика.

При этом управляемыми сделаны не только передние, но и задние колеса – естественно, не для облегчения парковки, а исключительно для улучшения маневренности на шоу-площадке. При этом водитель по желанию может отключать рулевой механизм задних колес. Для транспортировки монстр-траки могут обувать вот в такие «небольшие» колесики Наконец, венчает все это техническое великолепие (или извращение – кому как) кузов, придающий бигфуту внешность обычного автомобиля – как правило, внедорожника-пикапа, реже седана, минивэна или даже купе. Стандартный кузов, по понятным причинам, сюда уже не поставить: на монстр-траках используется всего лишь имитация – внешние стеклопластиковые панели, придающие вид того или иного серийного автомобиля (вес такого обвеса обычно не превышает 100 кг). Но по сути ничего общего, кроме внешнего сходства (да и то нередко условного) у Monster-truck со стандартными пикапами нет: это сугубо специализированный гоночный или шоу-болид – такой же, как болиды для гонок Nascar, WRC, WTCC, DTM и т. п. Возможно, именно поэтому в России таких монстров, за редким исключением, нет, ведь с бытовой точки зрения они – верх непрактичности: отсутствие хоть какого-то комфорта, возможности перевозить пассажиров или грузы, да еще и с «конским» расходом топлива, помноженные на запрет передвигаться по дорогам общего пользования, делают их единственным предназначением исключительно участие в специализированных соревнованиях и шоу. Которых в России нет. Пока нет? Bigfoot 5, построенный Чандлером в 1986 году, попал в книгу рекордов Гиннесса как автомобиль с самыми большими колесами В среднем один Monster-truck это: – до 4 метров в ширину и столько же в высоту. – до 5-5,5 тонн снаряженной массы – до 350 кг массы одного колеса диаметром 167 см и более – до 1500 и более л. с. мощности двигателя – расход топлива до 20 литров на 100 метров – ускорение, эквивалентное разгону 0-100 км/ч, менее чем за 4-5 секунд – максимальная скорость до 120 км/ч – способность совершать прыжки на расстояние свыше 60 метров – способность держать перегрузки при приземлении до 4g и более – стоимость постройки 150-250 тыс. долларов – стоимость комплекта колес 7-12,5 тыс. долларов – стоимость ежегодного содержания до 500 тыс. долларов Источник:

Add a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

© Copyright 2000 Automobile center