general: info@avtocentr.in.ua, advertising: pr@avtocentr.in.ua

Итоговый обзор Чемпионата России по Зимнему треку и Фестиваля автоспорта «МОРОЗ 2011»

От этих скоростей захватывает дух: 170 км/ч по довольно узкому овалу в облаке снежной пыли, наугад выстраивая траекторию, потому что в нескольких метрах уже ничего не видно из-за снега, летящего из-под колес впереди идущей машины. Для такого автоспорта надо иметь поистине крепкое… сердце и стальные нервы: круг за кругом не просто проходить дистанцию, а еще бороться с соперниками, держать их в арьергарде и еще при этом совершать обгоны! Эти ребята совершают кульбиты, перелетают через крышу, встают на колеса и снова продолжают гонку. И никто это не называет геройством – так и должно быть, ведь они совершенно обычные люди – эти настоящие мужики! Автогонки на зимнем треке – одна из немногих радостей для фанатов автоспорта и автогонщиков в России. Пока общее автоспортивное направление потихонечку развивается, пока строятся автодромы и асфальтовые трассы, развиваются хоть какие-то направления в отечественном автоспорте (правильнее сказать – делаются первые неверные шаги), на зимнем треке регулярно из года в год происходят соревнования, которые собирают и большое количество спортсменов, и зрителей и средств массовой информации.

Немного о правилах и регламентеВ это году была несколько изменена традиционная схема проведения Чемпионата России по Зимнему треку в классе N1600. В связи с объединением двух зачетных групп А1600 и N1600 в одну, возросло количество участников. Для их удобства (дабы сократить километраж перемещений по стране для участия в отборочных турах) и для сокращения числа машин на старте было принято решение провести отборочные этапы по двум географическим зонам: Центральной и Уральской. По итогам этих этапов 22 лучших спортсмена (по 11 из каждой зоны) приглашались в ФИНАЛ ЧЕМПИОНАТА, победитель которого и стал Чемпионом России 2011 года. Каждый участник имел право выбрать, в какой зоне ему выступать. А Финал проходил в московской области на Раменском республиканском ипподроме. По измененному регламенту соревнований теперь и подсчет очков происходит иначе. Очки, набранные за время отборочных этапов, по большому счету влияют только на положение в турнирной таблице и прохождение в Финал. Т. е. теперь просто достаточно стать одним из 11 лучших в своей зоне.

А в финале борьба опять начинается с нуля и как ты отъездил – столько очков и получил. Да, чтобы не путаться, скажу сразу: Гонки Звезд, также события зимнего сезона, в чемпионат не входят, это отдельные соревнования. Более того, «Гонка Звезд За Рулем» проводится совсем другими организаторами и на другой территории: мы о ней писали – http://info. /tuning/15982/ В каждом этапе соревнований (отборочных и Финале) участвует по 16 спортсменов в основном составе плюс еще 6 запасных – те, кто выйдет на замену основному составу, если один из участников выбывает из заездов.

Каждый из пилотов едет 6 заездов по три круга каждый и в очной борьбе дважды встречается с каждым из соперников. Первый финишировавший получает пять очков в копилку, и далее по нисходящей. Последний не получает ничего. Победителем считается тот, кто наберет большее количество очков.

При равном количестве все решается во время перезаезда. Зима 2011Отборочные этапы в этом году проходили, как я уже говорила, по двум географическим зонам. Уральские – в Ижевске и Кургане, центральные – в Самаре и Раменском. И везде было огромное количество зрителей и болельщиков. К Финалу, который состоялся на треке Раменского республиканского ипподрома 7-го марта, уже определились основные фавориты, набравшие максимальное количество очков в Чемпионате, и именно на них, если бы был тотализатор, делались бы основные ставки. Сложилось таким образом, что обладатели наиболее громких имен в автоспорте участвовали в Центральной зоне, поэтому и основное внимание были приковано сюда. Первая главная битва состоялась в Раменском 6 февраля.

Сюда на 2-й отборочный этап Центральной зоны съехались все те, кто имеет право называться звездами российского автоспорта. И кстати – не зря. У большинства спортсменов за плечами огромный опыт автогонок, у многих и мотоспорта, а есть и такие, кто довольно успешно выступает за рубежом. К таким, например, относятся Алексей Васильев и Александр Скрябин – которые в этом году особенно успешно выступали в европейской серии Ferrari Challenge и даже поднялись на второе место в общем командном зачете, что, действительно, круто. Алексей Дудукало в этом году дебютирует в WTCC (международный чемпионат в классе туринг) в составе команды Lukoil-SUNRED на дизельных сеатах вместе со знаменитым Габриэле Тарквиньи. Ну а про Сергея Успенского и Владимира Череваня, думаю, и рассказывать не стоит: за свою длительную спортивную карьеру они оба участвовали в стольких соревнованиях и засчитали столько побед, что другим и за несколько жизней не предвидится. 2-й отборочный этап Центральной зоны Во время второго отборочного этапа основная борьба развернулась между Васильевым, Дудукало и Череванем. Успенский плохо откатал квалификацию и попал только на «скамейку запасных». Этап был ярким и запоминающимся, как по острой борьбе, так и по количеству «ушей» и аварий, однако все закончилось благополучно.

Василий Мезенцев явно должен получить приз за самые эффектные «уши» и самые глобальные последствия. Уже во втором заезде он не справился с автомобилем и на большой скорости попал на выходе из внешнего радиуса под колеса тому же Васильеву. Васильев успел все же проскочить, но так как они шли на второй и третьей позиции, то оставшиеся три автомобиля в той или иной степени попали в замес. Кто-то тоже взлетел, правда, приземлился на все четыре, а кто-то был вынужден уходить во внешний бруствер, что тоже не могло сказаться на дальнейшем техническом состоянии автомобиля. Переворачивали его Ладу Калину долго и мучительно.

Неудобно легла… По ходу гонки была еще масса аварий и сходов, однако основная тройка претендентов на победу так и не изменилась. Васильев сразу же попал в явные фавориты, так как выиграл 5 из шести возможных заездов и заработал 28 очков. За второе и третье места был перезаезд у Дудукало и Череваня, и победа и вторая ступенька подиума достается Алексею Дудукало. К сожалению, в чемпионате 2011 не принимали участие гонщики Автоваза Кирилл Ладыгин и Дмитрий Брагин, постоянные фавориты зимнего трека. Автоваз решил свернуть программу автоспорта, объясняя это недостаточными успехами своей команды. Гонка Звезд на Кубок Президента РАФНикаких дополнительных очков это соревнование участникам в копилку Чемпионата России не приносило, однако участие в таких мероприятиях считается важным и престижным: ведь организаторы сами приглашают сюда 16 лучших спортсменов для участия, а выиграть такую гонку не менее престижно, чем целый чемпионат. 13 февраля было невероятно холодно и промозгло. Пронизывающий ветер проникал сквозь самую плотную одежду, и все равно: все трибуны были забиты под завязку.

Зрителей не пугала стужа, потому что на треке происходила одна из самых отчаянных схваток за титул. Открывал гонку настоящий парад. Помимо автомобилей участников на трассу вышел показательный заезд компании Active Pro racing (подразделение Мегафон моторспорт) на автомобилях Mitjet. Маленькие и злые автомобили мощность в 150 л. с. при расчетном весе 520 кг с пилотом развивают 100 км/ч всего за 3 с небольшим секунды. При этом их кузова повторяют по форме самые легендарные кузова других автомобилей: порше, бмв, феррари, шкода – что угодно можно подобрать на свой вкус. Мы обязательно расскажем о них в наших следующих репортажах. Затем стартовали заезды.

Результат борьбы предсказать было практически невозможно, столько всего невероятного происходило на треке, особенно если учесть внезапно пошедший снег и облака мелко-дисперсной снежной пыли. Но практически сразу стало понятно, что Владимир Черевань выбывает из основного пелотона. В этот раз он пересел со своей ярко-красной Honda на Seat Ibiza и проигрывал заезд за заездом. Опять основная борьба развернулась между двумя Алексеями – Васильевым и Дудукало, они как будто продолжили прерванный ненадолго спор. Каждый из спортсменов претендовал на звание лучшего, более того, Алексею Васильеву, уже дважды выигрывавшему титул Победителя в Гонке Звезд, «по правилам игры» достаточно было выиграть его в третий раз, чтобы получить в безраздельное владение огромный хрустальный кубок.

Но Дудукало не так прост, не зря же он поедет в сложнейшем чемпионате WTCC. К четвертому заезду, где они впервые в очной борьбе встретились с Алексеем Васильевым, у Дудукало уже было 5 очков за победу, в то время как пилот, выступающий в знаменитом Ferrari Challenge, набрал только 4 очка, проиграв в предыдущем заезде Аркадию Жаркову. Но и тут ему не удается одержать победу. Дудкало набирает еще 5 очков. Итого разница уже в 2 очка. Саша Скрябин, сокомандник Алексея Васильева по Ferrari Team Russia, приходит третьим. Параллельно с борьбой двух титанов происходит много всего интересного. А главное – столь желанные журналистами сальто, перевороты или «уши». Первым свою фамилию оправдал Вячеслав Летунов, выступавший на Лада Калина. В третьем заезде он зацепил снежный бруствер, подлетел и «словил крышу».

Но на этом все не закончилось. Николай Карамышев в огромном облаке снежной пыли просто не сумел разглядеть препятствие и со всей силы «влетел» в калину. К счастью, спортсмены не пострадали, но гонка для них была завершена. Решающим для исхода Гонки становится 7-й заезд. Старт, практически мгновенный сход Антона Маркина и перезаезд, в результате которого первым на финиш приходит Дудукало. Теперь у него на этот момент 20 очков из 20 возможных.

Это дает ему огромное преимущество, и он его использует. К концу 13-го заезда становится очевидным его бесспорное лидерство, зато вот судьба второго и третьего места пока непонятна: у Алексея Васильева и Аркадия Жаркова равное количество очков и будет перезаезд. Васильев побеждает и поднимается на вторую ступеньку пьедестала. Не став лучшим гонщиком этого соревнования Алексей Васильев, тем не менее, стал самым быстрым. В очередной раз он установил рекорд круга: 0:46:287 минуты. И что характерно, второе и третье время гонки также принадлежать ему: 0:46:342 и 0:46:364. Владимир Черевань по итогам заездов занимает лишь четвертую позицию. Борис Шульмейстер только шестой, а Сергей Успенский и того хуже: восьмое место. ФиналФинал Чемпионата еще раз доказал, что автогонки это совокупность многих составляющих, в которые, помимо навыков пилотирования, хорошего автомобиля и добросовестных грамотных механиков входит еще один чрезвычайно важный элемент: удача.

Итоги гонки 7-го марта поразили всех: настолько неожиданным стал подиум. Но обо всем по порядку. Первым сюрпризом стало участие в гонке Сергея Успенского. Отгоняв лишь в одном отборочном этапе и набрав всего 3 очка, в то время как у остальных участников их было по 30-40, он, тем не менее, попал в Финал. Вторым огорчением стало то, что из Уральской зоны свое участие в Финале подтвердило всего лишь три спортсмена: Вячеслав Летунов, Денис Саликов и Михаил Писмеров. Таким образом, в соответствии с регламентом остальные места отошли представителям Центральной зоны. Итак, к старту Финала все участники соревнования были в абсолютно равной ситуации: ноль очков, ноль побед. Александр Скрябин, который считался одним из фаворитов и «подающих большие надежды», накануне завалил квалификацию и не прошел в основной состав.

Алексею Васильеву пришлось в быстром темпе строить себе новую машину, так как старую ему вдрызг разложили на Гонке Звезд За Рулем. После нескольких неудачных заездов было понятно, что ловить ему особо нечего: пилот сообщил, что неправильно настроили автомобиль и неверно подобрали под состояние льда передаточные числа на коробке. Но сейчас уже ничего не попишешь. У Алексея Дудукало первый же его заезд показал наличие проблем с передними стойками, и теперь перед его механиками стояла сложная задача поменять их в наиболее долгий между заездами перерыв. Успенский ехал вроде бы очень неплохо, однако общая сумма набранных баллов по заездам особо не впечатляла: любой «молодой, да дерзкий» мог бы его обогнать, если бы очень постарался.

Лучше всего себя чувствовал Владимир Черевань, который вновь пересел на свою старую ярко-красную Honda, хотя ходили слухи, что он уже ее продал. Все даже удивлялись такой боеспособности пилота и автомобиля: на каждом старте он очень прилично выигрывал у других спортсменов – по полкорпуса-корпусу. В первой же половине соревнований он откатал 5 заездов и все пять выиграл! Однако все разрешилось глупо и банально. После тщательного взвешивания во время длительного перерыва выявилось явное читерство со стороны Череваня: на переднюю ось его хонды приходилось лишних 30 килограммов веса, что и давало такое нереальное преимущество на старте. Погорел на мошенничестве и еще один претендент на главные места – Аркадий Жарков, которого уличили в «доработке» покрышек.

По регламенту Чемпионата подобные действия со стороны спортсменов приводят не только к дисквалификации в данном соревновании, но и во всем Чемпионате, а набранные в заездах с их участием очки других гонщиков пересчитываются. Таким образом, лукавая судьба подарила некоторым спортсменам, в том числе Алексею Васильеву и Алексею Дудукало, еще один шанс. Кстати, ко второй половине заездов у красно-белого Ford Fiesta Дудукало все же поменяли передние стойки, и это явно придало спортсмену бодрости и решимости в борьбе. Однако к третьей четверти соревнований совершенно неожиданно возник новый фактор.

Звали его Вячеслав Малеев из Самары, и он тихо, но верно отъездил к этому моменту 5 заездов из 6 и набрал 22 очка из 25 возможных. В 14-м заезде начинается серьезная борьба. Это первая очная ставка Васильева и Дудукало в этой гонке. Васильев проигрывает старт, и у него не получается отыграться. Дудукало лидирует, Мезенцев второй, и вдруг очередная авария: Летунов и Скрябин не поделили дорожку, результат – два перевернутых автомобиля. Итак, у Васильева 3 очка – т. е. всего 22, он сравнивается с Малеевым и Успенским, у Дудукало 5 очков и пока всего 19. Тем временем «запасного» Скрябина вызывают на следующий заезд и он… выезжает! Машина вся забинтована, перемотана скотчем по левой стороне, стекол нет, но она едет! В результате выбывших из гонки уже столько, что на старте всего три спортсмена: Скрябин, Шульмейстер и Аксаков.

Причем у аксакова глохнет двигатель и его увозят в парк-стоянку на тросе. Теперь Скрябин оказывается на старте вдвоем с Шульмейстером, они стартуют и Сашино бесстрашие берет верх над опытом Бориса. Скрябин набирает еще 5 очков, и того у него теперь 17, т. е. всего на 2 меньше, чем у Дудукало! 16 заезд решал все. 4 машины на старте: Малеев, Дудукало, Васильев и Мезенцев. Алексею Васильеву достаточно просто финишировать, и подиум его. Старт опять неудачен, другой бы не стал рисковать и удовлетворился имеющимся. 2-е или 3-е место ведь тоже неплохо. Другой, но не Васильев. Для него единственный шанс стать первым – обойти двух своих соперников по внешней кромке. Сразу же на первом круге в 3-м повороте он атакует и выходит на внешний радиус.

Сейчас или никогда, ведь он сумел подобраться совсем близко к лидирующим Малееву и Дудукало! Но снежная пыль, слепота – и Алексей проигрывает всё. Он цепляет задним бампером снежный бруствер, его подбрасывает и переворачивает. На следующем круге Алексей Дудукало так увлекается заездом, что задевает ситроен Васильева, но ухитряется удержать свою Fiesta. Но он только второй.

Первое место в заезде и теперь уже первое место в гонке, а заодно и в Чемпионате завоевывает Вячеслав Малеев из Самары на Lada Kalina! Второе место у Дудукало, а вот судьба третьего места будет решаться в перезаезде между четырьмя соперниками, набравшими одинаковое количество очков (22): Успенским, Васильевым, Рябовым и Мезенцевым. «Ушанутый» ситроен Васильева в срочном порядке реанимируют механики, и он все же выезжает на старт. Но поврежденная рулевая тяга не дает ему возможности выступать «на все деньги». Основное сражение между собой ведут Успенский и Мезенцев, но пока они толкаются, на первую позицию протискивается еще один самарец – Сергей Рябов, который и занимает по итогам 3-е место в гонке и в Чемпионате. Помятуя прошлогодние «послефинишные» закулисные баталии, в результате которых победитель резко поменялся, организаторы, объявляя призеров, несколько раз оговорились, что это «предварительные результаты» и забрали на техническую инспекцию сразу 6 автомобилей. Объявление окончательных результатов займет еще некоторое время, а может даже и месяцы. Однако на сегодняшний день красивые призы в виде автомобильного руля отлично себя чувствуют в руках двух спортсменов из Самары – Малеева и Рябова, которые также получили и командный приз, и гонщика из Химок Алексея Дудукало. Мария Мельникова

Add a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

© Copyright 2000 Automobile center