general: info@avtocentr.in.ua, advertising: pr@avtocentr.in.ua

Гоночные выходные на трассе SPA (Бельгия): Формула-3, Формула Абарт, Ferrari Challenge и многое другое

Знающие люди часто называют Бельгию «лужей Европы», и это неспроста. Дело в том, что в Бельгии 200 дней в году по статистике идут дожди. И летом не реже, чем зимой. Поэтому, когда, приехав на знаменитую бельгийскую формульную трассу Spa-Francorchamps, мы оказались под непрерывным проливным дождем, это нас не удивило. Дело в том, что само слово Spa, известное и в России, и в Европе как синоним «курорта», произошло именно от названия этого городка.

А город, в свою очередь, получил своё имя от сокращенного латинского слова Spargere – пузыриться. Ибо о наличии в этой местности целебных источников, которые били из земли и пузырились, знали еще древние римляне. Еще бельгийский город Спа известен своими крутыми горами и одной из самых красивых гоночных трасс – Spa-Francorchamps (champs – по-французски «поля», но полями там и не пахнет). В начале августа там состоялся один из самых насыщенных гоночных уикэндов, которые только можно представить: 6 крупных автомобильных гоночных серий, среди которых Formula 3 Italia, Ferrari Challenge Europe, Superstars, Formula Abarth, Trofeo Abarth (кузова) и серия GT-Sprint. Трасса SPA-FrancorchampsТрасса в Спа – еще одна старейшая европейская трасса, которая может похвастаться такой длинной историей, как Ле Ман, Монца или Нюрбургринг, и не менее захватывающими гоночными событиями. 24-часовые гонки здесь начали проводить всего лишь на год позже Ле Мана, т. е. в 1924 году, а первое соревнование в принципе состоялось в 1922-м, но тогда на кольце соревновались не автомобилисты, а мотоциклисты. Жизнь на трассе кипела, проходили различные соревнования, в том числе и Гран При Европы (кузовной), но Вторая Мировая война внесла свои коррективы, и как и везде автогонки были приостановлены, но главное – трасса не пострадала. В 1947 году спортивная активность на автодроме возобновилась, и в 1950-м здесь был проведен первый этап Формулы 1 – Гран При Бельгии.

В те времена гонки проводились еще по старой конфигурации кольца протяженностью 14,120 метров, часть трассы проходила по городу и близлежащим деревням, было очень много крутых спусков и подъемов, сложных поворотов. Конфигурация была скоростная и довольно опасная, а с учетом того, что количество автомобилей, участвующих в гонках, все возрастало, увеличивалось и количество аварий, в том числе и с летальным исходом. В 1970 году организаторы Формулы 1 окончательно сказали свое «нет» и отказались проводить в Спа очередной этап. Еще пару лет после этого трасса продолжала существовать как бы по инерции, однако страшная авария в 1973 году, когда во время 24-часовой гонки погибло 3 пилота, все же внесла свои коррективы. Трассу решили укоротить в 2 раза, расширить и вывести за пределы населенных пунктов.

В 1979 году публике и спортсменам была представлена новая конфигурация, не менее скоростная, чем и предыдущая, но существенно более безопасная. Берни Экклстоун оценил масштаб и качество проделанных работ, и в 1983 Формула-1 вновь вернулась в Спа-Франкоршам. Одной из главных достопримечательностей трассы является связка поворотов «О Руж» – «Красная вода», которая появилась как раз после реконструкции трассы и состоит из трех поворотов, связывающих спуск с одного холма и подъем на другой. Названа эта связка так в честь речки с одноименным названием, хотя ее имя вполне могло бы апеллировать и к той крови, которая здесь неоднократно проливалась. Именно здесь получил свою травму Алессандро Дзаннарди, пилот команды Лотус, после чего его парализовало на долгое время. Здесь погиб пилот порше Штефан Белофф на 1000-километровой гонке на выносливость.

Здесь попадали в аварии Жак Вильнев и многие другие известные пилоты. Чемпион мира 1997 года Жак Вильнёв так говорил про знаменитый О'Руж: «Проходя этот поворот, не ослабляя нажатия педали газа, вы испытываете совершенно особые ощущения. Это нельзя назвать дыханием смерти, скорее – дыханием жизни». Наш известный пилот Алексей Васильев вот что рассказывает про прохождение этого отрезка трассы: «Эта связка поворотов сложна прежде всего психологически: нужно заставить себя не снимать ногу с педали газа. Ведь когда въезжаешь на верх холма, выбираешь траекторию по памяти, т. к. не видишь трассу, а видишь перед собой только небо, и в этот момент оно совершенно не манит…

» Длина трассы – 7004 метра 19 поворотов – 10 левых и 9 правых. Максимальный разовый перепад высот: 35 метров (О Руж). Самая низкая точка – долина в районе О Руж – высота 391 метр, а самая высокая – Les Combes (Гребень) – 470. Август 2011 Первое впечатление, возникающее от этой нереальной трассы, приходит еще ДО того, как ее видишь собственными глазами. Расположение ее на холмах и впадинах таково, что акустический эффект «бьет» по ушам задолго до того момента, как входишь на территорию автодрома. Расположенная в низине автостоянка аккумулирует в себе удивительный звук. Никакая телетрансляция никогда в жизни не передаст того утробного рева мощных моторов, который раздается в реальности и, прокатываясь по всем холмам и ложбинам, растворяется где-то далеко за горизонтом.

А если таких моторов больше 30, то начинает казаться, что этот звук зарождается в твоих собственных потрохах и разрывает их изнутри. Что же здесь творится, когда проходит Формула 1? Некоторые счастливчики узнают об этом совсем скоро: 27-28 августа на трассе в СПА состоится Гран При Бельгии, и здесь же Михаэль Шумахер отметит свои 20 лет в автоспорте. Вход на территорию автодрома начинается как раз рядом с Красной Водой. Пойдя зону кафе и магазинчиков, по тоннелю проходишь под трассой и попадаешь в паддок. Паддок здесь, кстати, тоже не простой: состоит из трех ярусов, располагающихся на разной высоте. Боксы есть на первом и третьем ярусах, но третий – самый высокий и самый почетный. Здесь построены боксы Королевских гонок, здесь же шатры для почетных гостей Формулы: с третьего этажа питбилдинга, где они располагаются, видна главная часть трассы: стартово-финишная прямая, связка поворотов перед ней, первый поворот на выходе и, конечно, О Руж. Отсюда же открывается прекрасный вид на питлейн. В отсутствие Королевских гонок вход в Клуб Ф1 был открыт для всех желающих: наслаждайтесь видами!

Во время гоночного уикэнда Формульные боксы были отданы F3 Italia, Formula Abarth и Ferrari Challenge. В нижних разместились Superstars и GT Sprint, кузовным Абартам пришлось ютиться где осталось. Несмотря на два строения боксов и два питлейна, место старт-финиша на трассе одно – около расположения Ф1. Серии Superstars и GT Sprint проезжали чуть меньше прогревочного круга, прежде чем выйти на старт. Впрочем, этого расстояния – и так практически в 2 раза большего длины стандартного кольца – вполне хватало для прогрева резины. Формула 3 Италия Что это такое? Чемпионат Формула-3 изначально задумывался Международной автомобильной Федерацией (FIA) как стартовая ступенька для молодых пилотов, стремящихся дорасти до Ф-1. Класс стартовал в 1950 году, когда автомобили укомплектовывались двигателями объемом 500 кубических сантиметров – фактически мотоциклетными моторами.

Формула-3 сразу разделилась на географические серии, первой из которых стала Британская, которая, кстати, действует до сих пор, затем появились Итальянская и Французская, немецкая, Французская и многие другие. В 1997 году была создана даже российская Формула-3, которая просуществовав 6 лет, тихо заглохла. Несколько раз ее после этого пытались реанимировать, но практически бесполезно. Сейчас наши спортсмены вновь сели за руль болидов Формулы-3, но выступают в немецком чемпионате (довольно успешно). Итальянский чемпионат Ф-3 считается одним из самых престижных, его победители неоднократно попадали в список пилотов Королевских гонок, одним из таких счастливчиков стал в свое время и Джанкарло Физикелла.

В этом году проходит уже 46-й сезон чемпионата и победителю будет предложено проехать тесты Ф1 за рулем болида из конюшни Scuderia Ferrari. Ну и чего уж говорить – информационная поддержка у чемпионата колоссальная, так что лучшему «формулисту» останется только пожать все лавры, не особо отходя от «станка». В соревнованиях принимают участие автомобили укомплектованные двигателями новейшей разработки, которыми очень гордятся организаторы серии. Их в 2008 году разработала компания Fiat Powertrain Technologies, занимающаяся конструированием гоночных агрегатов, та самая, которая «виновна» в успешном возвращении Abarth в мировое ралли на Fiat Grande Punto Super S2000. Двигатель из этого автомобиля, после дальнейших доработок, используется сейчас в формульных болидах: объемом 1995 кубических сантиметров, он развивает максимальную мощность в 220 л. с. и показывает максимальный крутящий момент в 236 Нм. Что же касается шасси, то здесь происходит настоящая дуэль между знаменитой итальянской Dallara и французской малоизвестной на данный момент Mygale, которую производит крохотная французская мануфактура с очень большими амбициями и отличными задатками.

Итальянская Формула-3, как правило, состоит из 8 этапов со сдвоенными 28-минутными гонками (+1 круг), 7 из которых проходит на основных итальянских треках плюс 1 этап – выездной. В этом году предпочтение было отдано бельгийской трассе Спа-Франкоршам, где перед нашими глазами и развернулось основное действо. На старт в этот уикэнд вышло 13 пилотов. Субботняя гонка проходила фактически под проливным дождем. Фонтанчики воды из-под колес болидов при старте чем-то отдаленно напоминали те самые термальные источники Спа, столь известные в Европе и мире.

В воскресенье погода наладилась и трасса подсохла. Но и в тот, и в другой день перед зрителями (а их было немало) разворачивалась красивая борьба между несколькими пилотами, соперничающими за положение в турнирной таблице. И хотя обгонов, особенно в первый день, было не так уж и много, но острых ситуаций было вполне достаточно, чтобы вызвать аплодисменты зрителей. Формула Абарт (Formula Abarth) Формулу Абарт можно назвать младшим братом той же самой Формулы-3, которая в свою очередь тоже является младшим братом понятно кого. Т. е. этакая седьмая вода на киселе, которая донашивает старую одежку старших братьев и старается быть в чем-то на них похожей. Хотя, надо сказать, это у нее неплохо получается.

Формула Абарт зародилась в 2002 году в Италии (правда, была известна под разными названиями, тогда она называлась Formula Junior 1600 by Renault)) и предназначалась для юниоров, которые только-только «вылупились» из картинга. Однако в 2008 году серию стал поддерживать Fiat, и Формула расцвела. От Fiata она получила турбонаддувный четырехцилиндровый двигатель мощностью 180 л. с., шасси для формулы было разработано новое, но его концепция позаимствована у предыдущего поколения Dallara. Но есть у Формулы Абарт одно неоспоримое преимущество, которое привлекает в ее ряды все новых и новых участников.

Помимо относительной дешевизны участия, молодые спортсмены получают неограниченное количество тестов, а, как известно, тренировки в таком деле значат очень многое. Формула Абарт – это 7 этапов (уикэндов) по две гонки в каждом, 4 из которых идут в зачет как европейской так и итальянской серии. Вот уже второй год в Формуле Абарт выступает российский гонщик, молодой пилот Сергей Сироткин в рамках программы Лукойл по поддержке молодых спортсменов. В прошлом году они выступали на пару с Максимом Зиминым, который в нынешнем сезоне «вырос» до GP3. Черед Сироткина перейти в старшие серии еще не подошел, поэтому он довольствуется тем, что «рвет» пока европейских юниоров. Во время первой гонки в субботу дождь не напугал юного россиянина. Он держал трассу спокойно и уверенно, и в результате безоговорочно выиграл гонку – без особой борьбы на трассе. Воскресные заезды начались достаточно активно. По сухой трассе ожидалась серьезная борьба между лидерами. Но к сожалению, Сергей Сироткин довольно быстро выбыл из основной борьбы – после контакта с автомобилем Микаэля Хека в повороте под названием “Bus Stop” (автобусная остановка).

За свое грубое нарушение, из-за которого и произошел контакт Хек был пенализирован проездом через питлейн. А Сироткин сумел в результате финишировать только восьмым. В итоге в итальянском зачете Сергей Сироткин сейчас находится на 3-м месте, а вот в Европейском лидирует, да и с еще достаточно большим отрывом. Трофей Абарт (Trofeo Abarth 500 Selenia Europe) Относительно новая и не слишком многочисленная серия тем не менее нашла своих поклонников. Она была возрождена несколько лет тому назад, до этого пик ее популярности приходился на 60-е годы. В общем эта информация удивления не вызывает: как известно, в 1975 году выпуск Fiat 500 был приостановлен почти на 30 лет, а возрождение модели пришлось на 2007. Так что понятно, что сразу за эти последовал и ренессанс автогоночной серии. Небольшие, милые и забавные автомобили, тем не менее обладают довольно боевым характером: 16-клапанным двигателем объемом 1400 кубических сантиметров и мощностью в 190 л. с. Серия организуется в содружестве и при поддержке Ferrari Challenge. Всего в этом сезоне пройдет 6 этапов, большинство из них идут в зачет одновременно Европейской и Итальянской серии – объединяются этапы для увеличения количества участников, так как нельзя сказать, что их уж очень много.

На трассе в СПА на старт вышло всего 8 автомобилей. Зато они могут похвастаться географическим разнообразием: тут и бельгийцы, и португальцы, и финны, и итальянцы. Кстати, хотя стартовый взнос за сезон составляет всего 6 тысяч евро, участники и тут могут сократить свои расходы: на одном автомобиле может участвовать сразу два пилота – один в первой гонке уикэнда, другой – во второй. Послабления в этой любительской серии есть во всем. Если по регламенту и предусмотрены монотопливо и моношина, то количество шин практически не ограничено: 10 «сухих» на уикэнд и любое количество дождевых. GT-Sprint Совершенно новый формат гонок, который зародился в Италии всего лишь один сезон тому назад: дебют состоялся в 2010 году. 7 сдвоенных гонок сезона (по две в уикэнд), каждая из которых длится по 25 минут, и смена пилота в них не предусмотрена. В соревновании участвуют GT-автомобили мощностью свыше 500 л. с., разделенные на 3 класса: GT2, GT3, GTCup (в соответствие с техническим регламентом FIA). Сюда допускаются Aston Martin DBRS9, Corvette Z06, Dodge Viper SRT 10, Ferrari 430/458, Lamborghini Gallardo, Porsche 911 Тем не менее, уже сейчас на старт выходит порядка 15 автомобилей, и к концу сезона борьба внутри серии обещает быть довольно активной.

Серия GTSprint постоянно идет бок о бок с другой сходной серией – Superstars, которая, правда предусматривает более широкие технические возможности для участия автомобилей, не ограничивая их требованиями Gran Turismo. Одним из организаторов обеих серий является Ferrari Challenge. Superstars На данный момент одна из наиболее демократичных гонок по возможности участия. Подходят все 2-х или 4-х дверные автомобили, оснащенные двигателем V8 и развивающие свыше 500 л. с.. При этом автомобиль может быть доработан по желанию пилота практически в любых направлениях, однако, чтобы уравнять шанс участников и тем самым сохранить интерес к борьбе, в зависимости от показанного результата, машины получают тот или иной весовой гандикап. Т. е. чем лучше едешь – тем больше весишь. Национальная итальянская серия, созданная в 2007 году, в сезоне 2011 получила в свои ряды максимум производителей: Audi, BMW, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Jaguar, Lexus, Maserati, Mercedes и Porsche. Superstars, так же как и GTSprint проводится при поддержке FIA и Итальянской Федерации Моторспорта (ACI-CSAI) Superstars – очень многочисленная серия, причем популярная уже не только в Италии, но и в других европейских странах: Швейцарии, Испании, и даже Великобритании, не только среди мужчин, но и женщин. Почему Superstars? Да потому, что за рулем болидов оказываются подчас экс-звезды других гоночных серий, в том числе и «формулисты», такие как, например Джонни Херберт, Джанни Морбиделли, тест-пилоты Формулы 1 вроде Bobbi Mateo, или неоднократные победители и призеры соревнований таких как чемпионат FIA GT, WTCC и других.

В этот раз на стартовой решетке оказался 21 автомобиль, причем среди мощных моноприводников затесалась и одна полноприводная Audi RS4, под управлением как раз того самого Джанни Морбиделли, который после длительного отсутствия наконец вернулся в серию. Понимая, что по мощности RS4 не сможет соперничать с более быстрыми автомобилями, он сделал ставку на полный привод и дождливую бельгийскую погоду. Однако ему не повезло. В первой гонке он сумел финишировать только 15-м (хотя квалифицировался 4-м), а во второй гонке и вовсе сошел после 6-го круга. Во время первой гонки произошло и одно чрезвычайное происшествие.

Видимо, из-за замыкания в проводке в первом повороте загорелся и буквально выгорел весь насквозь Chrysler 300C SRT8 итальянского пилота Мауро Чезари. Пилот успел остановиться и выпрыгнуть из кабины, но вот потушить его автомобиль быстро не успели. Ferrari Challenge Про Ferrari Challenge мы уже неоднократно писали, и, конечно, не столько потому, что это зрелищный и изысканный монокубок, сколько потому, что в нем уже на протяжении нескольких лет и довольно успешно принимает участие российская команда – EstaMotorsport Team Russia. В ее составе на трассу выходят Алексей Васильев, который вот уже четвертый сезон участвует в Ferrari Challenge, Александр Скрябин (на его счету второй сезон, но весьма удачный) и Владимир Кирилюк, начинающий автогонщик, выступающий на Ferrari F430. Не будем повторяться долгими рассказами про то, что такое Ferrari Challenge, да как он устроен – при желании вы всегда сможете найти подробное описание у нас в архивах…, а лучше расскажем про то, как прошел 5-й этап сезона 2011 на одной из красивейших и сложнейших трасс Европы – Спа-Франкоршам.

Первая квалификация прошла в пятницу, однако не принесла нашей команде хороших результатов: Васильев квалифицировался 5-м, Скрябин только 7-м. Их закадычные соперники австриец Филипп Барон и итальянец Макс Бланкарди, с которыми идут непрекращающиеся сражения за очки и места, заняли, соответственно, 1 и 2 позицию на стартовой линии. В субботу как уже известно шел дождь: погода не сделала исключений ни для одной из серий, выступавших в Спа. Но если для большинства спортсменов дождевая гонка скорее из разряда бедствия, то для русских это вполне естественное состояние трека. У нас дожди льют ненамного реже, чем в Бельгии. Плюс ко всему уже неоднократно было подмечено, что чем сложнее поставленная задача, тем лучше с ней справляются гонщики российской команды. Напомним, что старт в Ferrari Challenge дают с хода.

Это связано с двумя моментами: 1. При таком количестве участников (а в первой гонке на старт вышел 31 автомобиль) это считается более безопасным, 2. Таким образом продуцируется большая скученность автомобилей, так как после прогревочного круга они подбираются поближе друг к другу. К тому же с этого сезона старт происходит не при пересечении стартовой линии, а по зеленому сигналу светофора. Итак, сразу же того, как загорелся зеленый свет, Алексей Васильев совершает нереальный рывок и моментально отыгрывает три позиции, оставляя позади и Бланкарди, и остальных соперников – только Филипп Барон оказывается неподвластен такой атаке. Для Саши Скрябина это первая дождевая гонка в составе Ferrari, поэтому он не спешит, дабы избежать ошибок. Свои очки он разыгрывает медленно, но неумолимо. На каждом кругу, начиная с пятого он поднимается на одну позицию вверх и финиширует четвертым. Васильев так и приходит к финишу вторым, зарабатывая для команды серебро. Для Владимира Кирилюка эта гонка заканчивается не очень удачно: в своем зачете он в этот раз последний, но иногда важнее сберечь машину. Воскресенье неожиданно порадовало всех солнцем и подсохшей трассой.

В соответствие с результатами квалификации Васильев занял третью позицию на стартовой решетке, а Скрябин – 6-ю. Перед болидом Васильева расположились Филипп Барон и Рори Бертрам из Голландии. И опять – старт, рывок, и Васильев играючи обходит голландца и некоторое время висит на хвосте у Барона. К сожалению, через некоторое время у Алексея практически не осталось шансов обойти молодого австрийца – с каждым кругом тот все наращивал и наращивал преимущество. Не менее ярко и успешно стартовал и Александр Скрябин, вырвавшись на третью позицию. Не слишком довольный этим Макс Бланкарди, буквально повис на хвосте ярко-синего российского болида и неоднократно пытался заставить российского пилота совершить ошибку. Однако такая тактика заставила прежде всего совершить пару ошибок его самого, за что он был пенализирован проездом по питлейну. Но вслед за ним похожую ошибку (проезд по срезке) совершил и Скрябин, за что и получил соответствующее наказание.

В итоге Скрябин финишировал третьим, но из-за невыполнения наказания получил 25 секунд штрафа и откатился на 6-е место, а Бланкарди, который все же проехал питлейн, стал пятым. Во время воскресной гонки произошло одно ЧП – загорелся еще один автомобиль из числа Ferrari 430, но благодаря тому, что возгорание произошло вблизи от питлейна, американский гонщик Говард Бланк сумел довести автомобиль до пожарников, которые затушили его, несмотря на сильное пламя и черные клубы дыма. Оказывается, подобные возгорания на Ferrari F430 Challenge далеко не редкость. Алексей Васильев подробно объяснил причину пожара, рассказав, что во многом они бывают спровоцированы отсутствием необходимой профилактики, ведь большинству F430, все еще используемых на треке в этом сезоне, как переходном от 430-х к 458-м, уже не менее 5 лет. Конструкция моторного отсека у F430 такова, что выпускной коллектор, идущий от двигателя, покрыт специальным слоем вещества вроде асбеста, а сверху еще и защитным кожухом, который скрывает «паук» от глаз. За гоночный сезон трубы коллектора часто лопаются, да и защитный слой покрывается сетью трещин. Раскаленные газы, проходящие по коллектору, попадают в эти трещины, вырываются под кожух и распространяются в разные стороны, в том числе и в сторону проводки над топливным баком.

Для того, чтобы избежать таких ситуаций, достаточно лишь раз в год менять паук, что редко делают на автомобилях, которые сдают в аренду. Слава богу, в данном случае все закончилось хорошо, если не считать выгоревшего автомобиля, но может быть и печальнее. Итог В конце статьи обычно принято делать какие-то выводы. Здесь все эти выводы весьма очевидны и вроде бы не требуются. Ведь понятно, что такого уровня развития в нашей стране автоспорт достигнет еще нескоро (и это самый оптимистичный прогноз). Поэтому мы видим своей задачей хотя бы рассказывать о том, как это происходит в других странах… Мария Мельникова

Add a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

© Copyright 2000 Automobile center