Бестселлеры рынка: Skoda Octavia второго поколения 2004-2013
|продолжает рубрику «Бестселлеры», посвященную обзорам новых популярных автомобилей. В каждой статье мы по винтикам разбираем машины, снискавшие популярность в России в последние пару-тройку лет: исследуем их достоинства, рассматриваем недостатки, взвешиваем стоимость владения и подсчитываем затраты на обслуживание. Кому не хочется понять, стоит ли новая овчинка выделки! Мы уже рассказывали о таких моделях, как Kia Rio, Renault Logan/Sandero и Chevrolet Cruze. А сегодня мы представляем вашему вниманию очередную статью в цикле «Бестселлеры», которая посвящена уже уходящей на покой, но все еще остающейся популярной на рынке Skoda Octavia второго поколения. Появившаяся в 2004-м и пережившая рестайлинг в 2008-м, Skoda Octavia на протяжении почти всей своей жизни не пользовалась ажиотажным спросом. Твердый середняк! Но в 2011 и 2012 годах вдруг выстрелила — третье место в классе! И хотя совсем недавно дебютировало новое поколение, предыдущая Octavia пока еще (лето-2013) продолжает предлагаться дилерами и находить покупателей.
Техника За свою продолжительную жизнь Octavia второго поколения лишь однажды пережила рестайлинг. Тем не менее, он сильно изменил даже не внешность — техническую начинку, — заметно преобразив характер машины. Дело в том, что вместо двух атмосферных моторов с непосредственным впрыском (1.6 FSI и 2.0 FSI) автомобиль получил турбодвигатели с комбинированным, объемом 1,4 (122 л. с.) и 1,8 (152 л. с.) литра. Прежними остались агрегаты с распределенным впрыском — 1.4 MPI (80 л. с.) и 1.6 MPI (102 л. с.). А также двухлитровый 140-сильный дизель, устанавливающийся на универсал. Последний в России — не из разряда популярных. Но по тому опыту, что имеется, можно сказать — вполне надежен.
Главное, не пренебрегать элементарными процедурами, одна из которых — замена ремня ГРМ на 90 тыс. км. Это же касается атмосферных моторов. А вот турбомоторы имеют цепной привод, рассчитанный на весь срок службы. Правда, на партии моторов 1.8 TSI, выпущенной в 2010 году, цепь перескакивала по зубьям, что приводило к встрече поршней с клапанами. Ремонт делался по гарантии (стоимость без нее — около 40 000 руб.). Всем хорош мотор 1.8 TSI — приятен на слух, моментен на низах, прекрасно тянет после 2000 об/мин и вплоть до красной зоны. Напрягает только финансовая составляющая его эксплуатации — две «лишние» лошадки переводят Octavia в другую группу по налогообложению Одна из особенностей 1.8 TSI — трубка «обратки», которая на морозах стучит по кузову.
Решается проблема хомутиком На всех моторах масляный фильтр расположен удобно На удивление живучи насосы высокого давления. И гидрокомпенсаторы. При соблюдении, понятно, следующих правил: бензин не ниже АИ-95 (лучше АИ-98), масло вязкостью 5W30 с заменой через 15 тыс. км (желательно сократить этот интервал вдвое). Впрочем, за уровнем масла на двигателях TSI нужно следить. Турбонаддув и высокие скорости на любых агрегатах приводят к повышенному расходу смазки на угар. Но потеющие крышка ГРМ и клапанная — особенности этих фольксвагеновских моторов.
У 1.8 TSI свой нюанс — при пуске на холодную несколько минут двигатель работает неровно. Ничего страшного, так прогревается катализатор. Двигатель 1.6 MPI один из самых старых и проверенных среди фольксвагеновских. Для Octavia — золотая середина, которую выбирает большинство покупателей.
Что интересно, по соображениям безопасности в качестве защиты мотора снизу предлагается лишь небольшой пластиковый фартук У 1.6 MPI есть любопытный узел — электромотор, дополнительно подающий воздух в камеры сгорания. Ради быстрейшего прогрева катализатора Между тем, сами низкотемпературные пуски для всей моторной линейки — не проблема. Во всяком случае, при морозах порядка 30-35 градусов. Да и в принципе двигатели не страдают врожденными или приобретенными в нашей среде болезнями. Например, индивидуальные катушки выходят из строя редко, в основном после 100 тыс. км (около 3 000 руб.). Не беспокоят фазовращатели.
Наконец, турбины не страдают значительно сниженным, в сравнении с агрегатами, ресурсом. Отчасти это объяснимо «защитой от дурака» — на обоих TSI есть электромоторы, после выключения зажигания продолжающие обеспечивать давление в системе охлаждения. А каков ресурс самих двигателей? Имеются примеры более чем 300-тысячных пробегов, причем у младшего из них. По современным меркам — серьезный показатель. И он еще более весом, если учесть ремонтопригодность моторов. На 300 тыс. км пробега рассчитана и 7-ступенчатая преселективная роботизированная «механика» DSG. Но ситуация с ней сложная. Нет, в теории все правильно.
У четных и нечетных передач свое сцепление, управляемое блоком «мехатроники». Пока автомобиль разгоняется на нечетной ступени, четная уже включена. Потом размыкается один диск, смыкается другой. Отсюда невиданная для «автоматов» и однодисковых «роботов» оперативность переключений. Первый DSG появился у VW в 2003 году. Там было 6 передач, а сцепление работало в масляной ванне, что снижало его КПД. В итоге появилась 7-ступенчатая DSG с сухими дисками. Результат — выше коэффициент полезного действия, ниже масса и лучшая экономичность моторов, с которыми она работает. Однако и «прописанный» максимум крутящего момента лишь 250 Нм против 350 Нм. На деле этот «робот» оказался самым проблемным местом Octavia.
Минимум, с чем может столкнуться владелец, это лязг, доносящийся из коробки при движении на небольших скоростях. Плюс рывки и вибрации в рамках первых двух передач. На срок жизни подобные явления никак не влияют. В отличие от постоянной городской эксплуатации, если значительная ее часть приходится на пробки-светофоры. Дерганые режимы передвижения могут довольно быстро, за 40-50 тыс. км приговорить недешевый (60 000-70 000 руб.) узел сцепления. К тому же в таких условиях DSG гораздо менее комфортна и быстра, чем на трассе. Так что оптимальная среда использования версии с «роботом» — загородные направления и города без напряженного трафика. Механическая часть «семиступки» вряд ли заставит обращаться в сервис (масло трансмиссионное, периодичность — 90 тыс. км). «Мехатроника» же (спецжидкость на весь срок службы) способна потребовать замены на 30-40 тыс. км. Хорошо, если это было сделано до окончания гарантии.
Кстати, гарантия именно на коробку DSG год назад была продлена с двух лет без ограничения пробега (собственно, гарантия на Octavia) до пяти лет либо 150 тыс. км. Что еще более интересно, сам «преселектив» появился на Skoda только с рестайлингом. Но потом на версию с 1.8 TSI вернули 6-ступенчатую АКП. И правильно — описанные проблемы больше характерны именно для самой мощной модификации. «Автомат» Aisin TF-61SN по современным меркам неплох. До 100 тыс. км нужно следить разве что за внутренним левым пыльником привода, который имеет склонность рваться после зимнего сезона (3 000 руб.). Однако, переходя этот рубеж, стоит быть готовым к куда более значительным тратам. Первые признаки — нормальная работа на холодную и пробуксовки, удары — после прогрева.
Затем периодическая потеря тяги. Устранение этих конвульсий, если не затягивать, обойдется заменой гидроблока (65 000 руб.). Далее — сгоревшие фрикционы и разрушенная «планетарка», что удвоит стоимость ремонта. Так что идеальный трансмиссионный выбор — «механика» (5-ступенчатая с «атмосферниками», и 6-ти — с TSI). При аккуратном обращении может порадовать огромным ресурсом. К примеру, подшипники подойдут к концу только в районе 300 тыс. км. 6-ступенчатая «механика» доступна с моторами TSI. Ходы рычага небольшие, переключения четкие. И привод сцепления мягок ровно настолько, насколько нужно. Очень приятно работать. Только первые две ступени «отстреливают» за мгновения — в городе неудобно И спереди, и сзади — дисковые тормозные механизмы Подвеска ставит рекорды прочности по-своему.
С одной стороны, при частой полной загрузке пружины просядут к 60-70 тыс. км. Еще раньше потребуется замена линков и сайлент-блоков. Но детали эти копеечные, а для грузоперевозок при всех отличных данных Octavia есть куда более подходящие автомобили. С другой стороны, шаровые опоры, меняющиеся отдельно от рычагов, «ходят» примерно 200 тыс. км. Амортизаторы — вполовину меньше. Один минус — на версиях 1.6 MPI подтекают в морозы. Электроусилитель, расположенный на рейке, также из надежных. Сзади — «многорычажка», с которой особых проблем нет А вот электрика, бывает, дает о себе знать.
Горят лампочки в фарах и фонарях, в холода ломается от перегибов проводка в водительской двери. Жить можно. Как и с такой курьезной и встречающейся единично мелочью — свистом на скорости 110-140 км/ч решетки радиатора. В целом же, несмотря на все описанные недостатки, Octavia воспринимается «положительным героем».
Тому есть несколько объяснений. Современные и мощные двигатели с турбонаддувом и непосредственным впрыском не ахиллесова пята, как можно было бы решить ранее, а весьма достойная альтернатива моторам конкурентов. У которых, между прочим, подобное сочетание практически не встречается. Есть и более привычные агрегаты. 1.6 MPI — едва ли не лучший с точки зрения надежности и тяговых характеристик представитель подобного рода установок. Пугающую и в то же время манящую DSG следует подбирать с учетом условий эксплуатации. Только тогда она откроет все преимущества своей конструкции. В конце концов, Octavia предоставляет хороший выбор по подбору именно той модификации, которая полностью отвечает требованиям клиента. Нельзя сбрасывать со счетов и универсал повышенной проходимости Scout, и заряженную версию RS. Расширяя горизонты использования Skoda, эти модели по надежности и ресурсу ничем не хуже базовой «чешки».
Экспресс-тест: Выбор сердца или ума? При всем прагматизме, который исповедуют немцы и чехи, Octavia можно полюбить не только за классические бытовые ценности или, скажем, за сочетание «количества автомобиля» и стоимости. Способна она дарить и эмоции. Внешне — само спокойствие. Даже после рестайлинга, который «подвел глазки», зрительно скруглил формы и не сказался на стопроцентной узнаваемости. Да, силуэт пятидверного кузова, маскирующегося под седан, с чем-то спутать сложно.
Но, в первую очередь, лифтбек — это, конечно, практичность багажника! По сравнению с одноклассниками в среднем плюс 300 мм длины и 150 литров объема. Пол при сложенном диване неровный? Так уступчик небольшой. И погрузочная высота низкая, глубина впечатляет, крючки для поклажи есть. Что еще более ценно, грузовой отсек не ущемил свободу задних пассажиров. Расстояние от спинки дивана до передних сидений — на уровне самых просторных представителей сегмента, если даже не максимальное. А наклон, профиль сиденья и пространство для ног под передними креслами располагают к дальним вояжам.
Жаль, пользоваться в них можно лишь емкостями для вещей и системой вентиляции. Передняя панель — скорее, офисное рабочее место. Но не отторгающее своей казенностью, и качественное! Продуманная эргономика сочетается в нем с выверенными усилиями на органах и мягкими материалами. А строгость дизайна в нынешнее время больше исключение. Особенно на фоне азиатских стилистических течений. Исключительна по сравнению с одноклассниками Octavia и в ином.
Бытовая привлекательность органично соседствует в ней с драйверскими амбициями. Определенная зависть владельцев других представителей сегмента обеспечена не только у строительного супермаркета, но и на скоростной загородной прямой или связке поворотов горного серпантина. Не будем говорить о цифрах, они не поражают. Важнее субъективные впечатления. Например, от эластичности 1,6-литрового мотора, превращающей «механику» в «автомат». Или от неожиданной для 1400-кубового турбодвигателя динамики, которая заставляет забыть об объеме. Соавторство с «роботом» буквально меняет 122 «лошадки», позволяя совершать обгоны на скорости хорошо за сотню. Ну а 1,8 и 6-ступенчатая МКП Опять же, характеристики не впечатляют.
Что такое 152 силы? Однако как уверенно агрегат тянет с «низов», как интеллигентно и в то же время интенсивно подхватывает на 2000 об/мин. Не обеспечивая мотору значительной мощности, турбонаддув придает ускорению пикантность, а Skoda — характер. Помогают, разумеется, отлично подобранные передаточные числа механической трансмиссии. И качественно проработанные приводы рычага и сцепления. Единственный минус в коротких 1-й и 2-й ступенях. Не успел включить, как нужно переходить выше. Спасение в упомянутой тяговитости — третья работает уже с тысячи оборотов.
Моторы определяют различия в характере Octavia. Но ходовая часть отвечает требованиям самого мощного из них. Несмотря на электроусилитель, на руле всегда хорошее реактивное действие. Подвеска эффективно сопротивляется кренам. Как итог — точность управления и удовольствие от него. Хочется забыть о грузопассажирской составляющей Skoda и мчать!
Тем более что скоростной режим подвеске Octavia, можно сказать, прописан. Разве что пологие неровности вызывают вертикальную раскачку. Городские же скорости и дороги воспринимается автомобилем хуже. Энергоемкая подвеска чересчур подробно транслирует в салон все нюансы дорожного покрытия. И, пожалуй, это единственный заметный недостаток чешского автомобиля. Безопасность 11 баллов либо 69 процентов защиты при фронтальном ударе — таков результат Skoda Octavia в краш-тесте по методике EuroNCAP. Причина в возрасте — все-таки за то время, что чешский автомобиль находился на конвейере, технологии пассивной безопасности не стояли на месте. В итоге четыре звезды из пяти. На результате сказались 16 баллов (или 100%) при боковом краш-тесте, 37 баллов (76%) защиты детей-пассажиров и 17 баллов (47%) «пешеходной безопасности».
А вот удар о столб не проводился, поскольку на автомобиле не было надувных шторок. Впрочем, стоит отметить, что при лобовом столкновении степень защиты водителя и пассажира вполне достаточная. Опасения вызвала разве что передняя панель, о которую водитель может повредить колени. Комплектации Skoda Octavia и технические характеристики Начальная комплектация Active, доступная вместе с атмосферными моторами, чрезвычайно бедная. Особенно с учетом стоимости. В пределах 574 000 (1,4 л, МКП) и 664 000 руб. (1,6 л, АКП) покупателю достанется всего лишь ABS, аудиоподготовка, передние электростеклоподъемники, водительская подушка безопасности, иммобилайзер и центральный замок.
Зато форсунки омывателя и внешние зеркала — с подогревом. Оснащение Ambition, появляющееся на 1,6-литровой Octavia, включает в себя подушку для пассажира, кондиционер, CD-магнитолу, бортовой компьютер, датчик дождя, задние электростеклоподъемники, подогрев передних сидений. Система стабилизации устанавливается только на версии с TSI, причем в составе АКП и DSG. Остальные машины довольствуются противобуксовочной системой. Разброс цен велик — от 694 000 руб. за 1,6 МКП до 804 000 руб. за 1,8 АКП. Вилка для тех же силовых агрегатов, но в комплектации Elegance — 776 000-886 000 руб. За эти суммы покупатель получит CD-чейнджер, задний стеклоочиститель с омывателем, парктроник, круиз-контроль, легкосплавные диски, боковые подушки, управление «музыкой» на руле, двухзонный климат и другое. У универсала Combi нет комплектации Active, зато существует высший уровень оснащения Laurin&Klement.
Это ксенон, кожаная обивка сидений, подогрев задних сидений, шторки безопасности и т. д. Цены 1 094 000 и 1 134 000 руб. в версиях 1.8 TSI и 2.0TDI соответственно. Традиционно для европейских производителей Skoda предлагает внушительный список допоборудования, в том числе собранный в опциональные пакеты. Так, ESP обойдется в 21 600 руб., парктроник — в 13 500 р., а бортовой компьютер стоит 2000 руб. Плюс 10 пакетов, чья доступность и цена зависит от силовой установки. Skoda Octavia — технические характеристики и комплектации Skoda Octavia Combi — технические характеристики и комплектации Стоимость подержанных Skoda Octavia в сравнении с конкурентами, тыс. руб. Автомобиль/год выпуска 2008 г.2008 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г. Skoda Octavia 440-560450-635510-710550-760590-920700-800Volkswagen Golf435-700485-765535-690650-950625-1118835-1138Mazda3430-600455-635540-680550-720620-760650-790Mitsubishi Lancer480-540460-620480-580500-625520-700 Renault Fluence 450-600500-625520-700 Если не принимать во внимание небольшую часть премиум-сегмента C, в которой безраздельно властвуют три немецких производителя, то подержанная Octavia, безусловно, один из ценовых лидеров своего класса. В плохом смысле этого слова. Дороже нее разве что модели Volkswagen да некоторые из «японцев». Конечно, речь может идти о мизерных суммах, но факт есть факт. Все остальные одноклассники дешевле, и порой весьма заметно. Что поделать, Octavia — не Felicia.
«Чешка», но с немецким акцентом. Другое объяснение — дополнительные опции, которых нет у автомобилей, например, из Японии и Кореи. Объединенные в пакеты, они могут значительно увеличивать стоимость. К тому же доля «дорогих» комплектаций с 1.8 TSI довольно высока. Впрочем, большая часть Octavia покупалась с проверенным временем мотором 1.6 MPI. Атмосферный 1.4 MPI, скорее, исключение. И сравнительно немного Skoda с 1.4TSI — видимо, сочетание малого объема и турбонаддува пока непривычно. А предложение дизельных Octavia, как и универсалов, единично. Особняком стоят версии RS и Scout.
Почти эксклюзив! В общей сложности новыми таких Octavia было продано менее 400 экземпляров. Цены на них выше «базовых» на 15-30%. На что обращать внимание при покупке Skoda Octavia:— Наличие записей в сервисной книжке об операциях с DSG и замене цепи ГРМ на моторе 1,8TSI Состояние пружин, линков, сайлент-блоков Состояние электрооборудования Наличие дополнительных опций Стоимость технического обслуживания в дилерских центрах (каждые 15000 км)ОперацияСтоимость, руб. ТО 17800ТО 27800; 10500*ТО 37800ТО 415000; 13500*ТО 57800Замена ремня ГРМ8000-13000Замена передних амортизаторов12800-28400Замена задних амортизаторов15800Замена передних и задних тормозных колодок 6900-8900* Для двигателей MPI Рекомендованные отзывы владельцев Skoda Octavia 1.8 TSI МКП 2011 от Real Energy Skoda Octavia 1.8 АКП TSI 2010 от Astra Skoda Octavia 1.4 TSI МКП 2012 от midav0709 Skoda Octavia 1.6 MPI МКП 2012 от sergey0303 Skoda Octavia 2.0 RS АКПП 2012 от demyrg87 Skoda Octavia 1.8 TSI МКП 2012 от AVP 11 Skoda Octavia 1.6 MPI АКПП 2012 от alex ferguson Skoda Octavia 1.8 TSI АКПП 2011 от psVlad3 Skoda Octavia 1.6 MPI АКПП 2012 от sevkin Skoda Octavia 1.8 TSI АКПП 2011 от Amary Skoda Octavia Scout 1.8 TSI МКП 2010 от kirinbo Фотообзор Skoda Octavia Внешне лифтбек похож на седан. На это и рассчитано. Но «грузовые» возможности такого типа кузова совсем иные Хорошо, что интерьерщики концерна следуют своей дизайнерской идеологии. Должны быть подобные сдержанные стили, диссонирующие с буйной «азиатчиной». Что опять же не характерно для нынешнего времени — мягкий, однородный и качественный материал передней панели Зрительно рабочее место водителя не складывается в «кокпит», не вызывает проспортивных ассоциаций.
Но когда занимаешь его, органы управления оказываются именно в тех положениях, которые ждешь Магнитола Swing — начальный уровень (хотя в «базе» вовсе предлагается только аудиоподготовка). В максимальной комплектации Elegance появляется CD-чейнджер. Плюс три опциональных системы, две из которых с навигациями. Доплата — от 9500 до 55000 руб. Простые «крутилки» отопителя и кондиционера предлагаются в первых двух комплектациях. В максимальной — двухзонный климат-контроль, который для Ambition можно приобрести за 24 000 руб. Усилия на «барашках» приятные Комбинация приборов — без «пафоса», который сейчас распространен даже в гольф-классе.
Просто рабочий инструмент Бокс-подлокотник между сиденьями даже во втором уровне оснащения — за доплату (7 100 руб. либо в составе пакета за 34 900 руб.) У водительского сиденья — регулировка по высоте и удобный кармашек Свет включается традиционно для европейцев, есть корректор фар и регулировка освещения комбинации приборов В передний дверной карман входит полуторалитровая бутылка. Сзади кармашек потеснее. Верхняя планка, на которой расположена дверная ручка, сделана из того же мягкого материала, что и торпедо Регулировка зеркал расположена на панели двери Переднее сиденье, несмотря на своеобразную форму, хорошо фиксирует тело, есть поясничная поддержка. Но обивка агрессивно относится к одежде из натурального меха — после контакта с ними она обрастает трудно удаляемым ворсом. Для задних пассажиров кармашек и пара дефлекторов На заднем диване очень просторно во всех направлениях.
Да и само сиденье будто спрофилировано для дальних поездок Объем багажника для класса, если сравнивать с седана и хэтчбеками, рекордный — 585 л, форма правильная, а погрузочная высота небольшая При сложенном заднем сиденье — уже 1455 л. Тоже рекорд. Мешает разве что уступчик, хотя путем несложных манипуляций с фанерой здесь можно получить и ровный пол, и скрытую полость под ним. Плюс спальное место длиной почти 170 см. В «подполье» — запаска и слот для инструмента Пара крючков для авосек — не бог весть какая организация багажного пространства, но все-таки кое-что Бардачок не из самых вместительных Для мелочи есть дополнительный отсек с крышкой на верху передней панели Качество материалов и подгонка панелей — выше всяких похвал Штатный колесный размер — 195/65R15. Уже нехарактерно для гольф-класса, зато недорого Радиаторы лучше защитить какой-нибудь сеткой — прорези в бампере, за которыми они расположены, очень большие Биография Octavia первого поколения (1959-71 гг.) была представлена в двух кузовах: забавном универсале о трех дверях и двухдверном седане Впервые название Octavia появилось еще в 1959 году. То был автомобильчик, построенный на хребтовой раме, с независимыми подвесками и моторами объемом 1,1 и 1,2 литра, выпускавшийся до 1971 года.
Реинкарнация имени произошла в 1996-м. Машину разработали на смену устаревшей и созданной еще непосредственно чехами модели Felicia. Новому автомобилю даже достался один из «аутентичных» моторов — 1,4-литровый 60-сильный «нижневальник». Но все остальные двигатели имели уже фольксвагеновскую родословную. А двигателей было достаточно: два 1,6-литровых «восьмиклапанника», атмосферный и турбированный объемом 1800 «кубиков», двухлитровый с 8-ю клапанами, а также три 1,9-литровых дизеля разной степени форсировки. Традиционно предлагалось два типа трансмиссии и система полного привода с муфтой Haldex.
McPherson спереди и полузависимая конструкция сзади. Кстати, у нынешних Octavia с первыми есть, по крайней мере, два общих момента. «Эксклюзивные» кузова — помимо универсала, ранее предлагался двухдверный седан, а теперь грузопассажирскую версию дополняет лифтбек. И тогда, и сейчас это нехарактерный кузовной выбор. Кроме того, модели объединяет наличие «заряженных» модификаций. Возрожденная Octavia выпускалась до 2004 года. Потом к имени добавили приставку Tour и производили до 2010-го Версия RS — это двухлитровый турбодвигатель мощностью 200 л. с. либо 170-сильный турбодизель того же объема, в Россию не поставлявшийся. Коробки — 6-ступенчатая «механика» или DSG с таким же количеством передач и двухдисковым сцеплением в масляной ванне У Scout 179-мм дорожный просвет и два мотора — 1,8-литровый 160-сильный бензиновый и дизель мощностью 140 сил. Коробка только механическая Максим Маркин