general: info@avtocentr.in.ua, advertising: pr@avtocentr.in.ua

БайкалМоторШоу-2014: Внедорожный прототип «Аватар» — абсолютное трофи-оружие

6-7 сентября в Иркутске пройдет 10-е БайкалМоторШоу. выступает его генеральным информационным партнером и в рамках подготовки к Фестивалю автотюнинга рассказывает о наиболее интересных экспонатах БайкалМоторШоу-2014. На сайте продолжается голосование по определению лучшего автомобиля БайкалМоторШоу-2014. Голосование продлится вплоть до начала церемонии награждения 7 сентября. Лучший, по мнению посетителей сайта, автомобиль получит Гран-при в номинации «Выбор пользователей ». Смотрите Каталог заявок на участие в БМШ-2014 и голосуйте за понравившийся проект Полноприводный, полноуправляемый, с полным набором блокировок, полным контролем давления в шинах – в общем, аппарат, полностью заточенный для полного бездорожья. Создатели первых серийных внедорожников даже не могли представить, что через десятки лет утилитарная сущность такого транспорта будет культивирована и возведена в абсолют для покорения бездорожья в сугубо спортивных целях. Современные трофи-прототипы (по-другому «котлеты») как раз и стали такими высокотехнологичными снарядами для покорения естественно-непроходимой среды или специальных полигонов. Части целого «Аватар» иркутян Андрея и Владимира Селюк выглядит, устроен, а главное, едет так, что сомнений не остается – перед нами профессиональный инструмент в своем классе.

Полное воплощение идеи в рабочую машину, где слово «полное», так или иначе, становится основным рефреном. Как о примере сбалансированной конструкции, представляющей со своим экипажем одно целое, говорят и результаты (о чем ниже). Андрей (слева) и Владимир Селюк с их «абсолютным трофи-оружием» «Аватар» Пришли к этому, разумеется, не сразу. В мир off-road ступили хоть и на подготовленном, но все же ограниченном для трофи-спорта Nissan Safari. Однако именно этот опыт сформировал четкую, предельно ясную концепцию «абсолютного трофи-оружия» – это должен быть легкий, маневренный, по-своему быстрый и надежно функционирующий аппарат. От набросков на бумаге, что заняло три месяца, до материализации законченного образа прошло два с лишним года. «Аватар» на стадии постройки Дизель отвергался из-за своего веса, громоздкости, известной капризности, но и бензиновый двигатель подходил не всякий.

Выбор пал на тойотовский 5VZ-FE, своего рода классику поколения. Этот 3,4-литровый V6 наиболее распространенный и самый зарекомендовавший себя из всего семейства VZ. Доминировал более десяти лет: с «золотого времени» японского моторостроения – с первой половины 90-х, до переходного периода середины «нулевых», поставляясь для знаменитых «тяжеловесов» 4Runner/HiLux Surf, Prado, HiAce и других. Традиционный по системе питания и зажигания (распределенный впрыск, катушки), достаточно мощный и моментный, неприхотлив к топливу, при этом компактный и легкий: на 90 кг легче 4-цилиндрового дизеля KZ. Опять же, с ним в паре одна из лучших в мире АКП от фирмы Aisin – «неубиваемой» серии A340. К тому же «автомат» принимался как один из идеологических узлов трансмиссии – с ним проще управлять машиной в тяжелых условиях, он позволяет трогаться без пробуксовки, без потери момента на колесах, нет проблемы жженого сцепления, ко всему с АКП очень удобно использовать электрическую лебедку. Так что с последующими доработками силовой тандем целиком был взят с Toyota HiLux Surf 185, от этого же внедорожника заимствована рама и небольшой фрагмент передней части салона кузова. Раму серьезно модифицировали – для снижения веса все лишнее железо удалили, а заднюю часть полностью переделали с учетом иной схемы шасси. Для необходимых вещей предусмотрены свои ниши с легким доступом. На потолке аптечка, рация, «мыльница» для всякой мелочевки На раму завязан трубчатый каркас из нержавеющей стали, совмещенный с каркасом безопасности, и где требуется, обшит алюминиевыми панелями.

Поскольку привычные багажники и прочие лишние объемы такой прототип исключает, каркас проектировался с точками крепления и несколькими отсеками под необходимое оборудование и экипировку – с возможностью быстрого доступа. И внедорожный инвентарь подбирался не абы какой, даже лопата здесь титановая – прочная и легкая. Верхний левый отсек приютил «шноркель» с воздушным фильтром, заправочную горловину, сапуны двигателя и бака, а также пилу. Внизу – отсек с доступом к расширительному бачку и для хранения удлинителей Собственно, гражданская троица двигатель-коробка-раздатка тоже неузнаваемо перевоплотились в настоящую боевую связку. Раздаточная коробка рассматривалась только с полностью механическим управлением, и позаимствована от Toyota 4Runner 130 с МКП, переходная плита взята от HiLux Surf 130 с АКП, соединительная муфта от TLC 74 с МКП. Двигатель лишился всего лишнего и ненужного: родного насоса ГУР, генератора, компрессора кондиционера, радиатора. Вместо них установлен более мощный насос для гидравлического рулевого управления от Trail Gear, два генератора по 120 А и радиатор от бензинового TLC 100, который с двумя электровентиляторами (с автоматическим и принудительным включением) разместился в кормовой части машины. Траки, лопата, якорь, упор якоря – вся экипировка размещена так, чтобы не мешать и всегда быть под рукой Кроме того, для защиты двигателя от воды его электрическая часть, включая ЭБУ, полностью гидроизолирована, система вентиляции картера и вакуумные системы упразднены или максимально упрощены. Аккумулятор один, рулонной технологии – вместе с двумя генераторами они дают надежное энергообеспечение, сама же батарея расположена в базе. Конечно, переделан и воздуховод – дышит «Аватар» через длинный «хобот» с фильтром на конце, выведенный в левый отсек кузова под самый потолок, что позволяет купаться на глубине до двух метров.

Камера заднего вида с верхним обзором – замечательный и практически неуязвимый помощник в условиях ограниченного обзора Боевым курсом В общем, двигатель упакован герметично, но добраться в моторный отсек несложно при помощи двух «капотов»: передняя крышка открывает доступ к навесному и элементам гидросистемы с радиатором ее охлаждения, а второй в виде шторки (опять же, для облегчения конструкции) уже к самой «плите». Для АКП сделан радиатор охлаждения, автомат и двигатель получили более точные датчики температуры со стрелочными и цифровыми указателями. Под передней крышкой навесное двигателя и элементы гидросистемы, второй «капот» в виде тента открывает доступ к самому двигателю Лебедок две (разумеется, с кевларовыми тросами), а их компоновка тоже пример продуманной конструкции. Размещены они рядом в базе, буквально за креслами экипажа. Это оптимизирует развесовку машины, сокращает длину проводки, позволяет следить за устройствами буквально на расстоянии вытянутой руки. Задняя Warn 8000 – в штатном исполнении, а вот передняя серьезно изменена: редуктор доработан для увеличения скорости размотки/смотки троса и имеет два передаточных соотношения 1:20 и 1:80, вал усиленный, мотор повышенной мощности. Кроме того, за две-три минуты можно перенастроить направление работы лебедок – на случай выхода из строя одной из них. В качестве направляющих используются сваренные на мостах клюзы – на практике такое решение себя уже оправдало. Передняя и задняя лебедки расположены в базе, с «прямым» контролем и доступом экипажа.

На соревнованиях трос передней лебедки быстро укладывается в специальный карман Изюминка «Аватара», основная черта его портрета – мосты и сама реализация ходовой части. Портальные мосты взяты от военного внедорожника Volvo C304 (Лапландер), ставшего в постсоветский период популярным в России донором для постройки трофи-прототипов. Однако здесь эти хорошо зарекомендовавшие себя агрегаты пошли отнюдь не в стандартном виде. Оба моста передние – для возможности полноуправляемой независимой схемы с поворотом передних и задних колес как в одну сторону, так и противоположную. Гидроцилиндры рулевого управления «обернуты» прочными кожухами, а тяги на переднем мосту еще и прикрыты отбойниками. Направляющими тросов лебедок являются приваренные к мостам клюзы Такая схема дает преимущества по маневренности и проходимости в болотах и в густом лесу. Главное, совместить эффективность с удобством. Рулевое управление полностью гидравлическое, передние колеса поворачиваются обычным образом, рулем, а задние – джойстиком, оптимально устроенным между креслами. Контроль положения задних колес реализован через датчики угла поворота и трех индикаторов на приборной панели – простых, но предельно информативных.

Барабанные тормоза на обоих мостах заменили на дисковые от TLC-80. Управление задними колесами возложено на джойстик между креслами, их положение отслеживается по простой и внятной индикации – когда горит только зеленая лампочка в центре, колеса стоят прямо К постройке «Аватара» привлекались сторонние силы, в частности, длинноходную подвеску проектировал коллектив специалистов с большим опытом работы в этой области. Для обеспечения должных параметров и надежности впереди использована трехрычажная схема с тягой Панара, сзади мост подвешен на четырех рычагах. В качестве демпфирующих элементов – американские пневмостойки ORI, совмещающие функции рессор, амортизаторов и отбойников, обеспечивающие все необходимые характеристики и регулировки. Передняя подвеска (слева) – на трех продольных рычагах и с тягой Панара. Задняя подвеска 4-рычажная Но не только портальные мосты обеспечивают клиренс и в целом ту геометрию, что позволяет ходить под машиной пешком. Шины Bogger Super Swamper удалось поставить практически самые большие по диаметру, допускаемые регламентом соревнований – на 42,5 дюйма. Причем это сравнительно узкие шины (42.5×13.50-16LT), что улучшает управляемость. Но даже эти авторитетные в грязевом деле покрышки подверглись модернизации – клыки протектора через один были удалены, таким образом «прореженные» Боггеры стали еще лучше вгрызаться в грунт, а заодно потеряли в весе.

Протектор стал еще более агрессивным после удаления части «клыков», внутри тайрлоки, легкосплавные диски имеют защиту шлангов системы централизованной подкачки Впрочем, и это не все особенности колес. Для исключения разбортирования спущенных шин, а это типичный режим их использования, установлены модные нынче тайрлоки – внутренние пневматические блокираторы бортов. Кроме того, смонтирована система централизованной регулировки давления – она позволяет на ходу быстро менять давление во всех шинах с места пилота, и в этом ее незаменимое значение в нынешних условиях соревнований, которые даже в трофи теперь зачастую зовутся гонками. Компрессоры расположены в правом отсеке. Верхний манометр показывает общее давление в пневмосистеме, нижний – в колесах Дыхание, питание и мистика Вообще, пневмосистема в организме «Аватара» – один из его главных рабочих элементов с широким функционалом. Система регулирует давление в шинах, во избежание попадания воды обеспечивает пневмоподпор мостов, АКП, раздаточной коробки, моторов лебедок, а также управляет блокировками мостов – родные вакуумные были переделаны именно на пневматические как более надежные и эффективные в экстремальных условиях.

Вместо вакуумных установлены пневматические межколесные блокировки, которые на обоих мостах задействуются одновременно одной клавишей (есть возможность и раздельного включения). На деле клавишей Front Air Locker блокировки сразу включаются на обоих мостах На всю эту разветвленную сеть работают два облегченных, но высокопроизводительных компрессора и емкий 12-литровый пневморесивер из легкого сплава. Блокировки мостов включаются одной клавишей, то есть одновременно – в большинстве случаев нужен именно такой режим. Но если вдруг понадобится заблокировать только один из двух мостов, магистральные краники для перекрытия находятся за креслом пилота – надо только протянуть руку. В боевых условиях на бездорожье «Аватар» потребляет до одного литра бензина на километр, для его бесперебойного питания изготовлен 100-литровый бак из нержавеющего сплава, и расположен в базе с максимально возможным смещением вниз для снижения центра тяжести. Внутренняя конфигурация бака со специальным карманом позволяет не осушить топливопровод даже при сильных кренах и малом остатке бензина. Ну а за кренами здесь следят не только визуально по приборам. Специальный программный блок в случае критической ситуации автоматически выключит двигатель. На ответственных узлах крепления сделаны метки В целом же, несмотря на свою грубую механическую сущность, «Аватар» с ног до головы насыщен и электронными устройствами.

Кроме вышеперечисленных, конечно, это средства связи и навигации: для штурмана защищенный планшет Xplore C4, выносная защищенная GPS антенна, дублирование питания 12 V, для поиска контрольных точек используется Garmin 60 CSX, плюс запасной, для пилота – Garmin 276 C и морская GPS-антенна. Кроме всего, смонтирована камера заднего вида с разметкой зон на дисплее – этот «гражданский» аксессуар, как показал опыт, в боевых условиях тоже оказался полезным. Не стали отказываться и от возможности подавать в «салон» теплый воздух – в холодную погоду это очень радует. Стандартный и круговой свет – это тоже все предусмотрено. Одно из условий, когда полноуправляемое шасси имеет преимущество – выбраться из траншеи таким образом гораздо легче Заряженный на победу «Аватар», как того добивались, весит примерно 1600-1700 кг, по «хорошим» дорогам может спокойно развивать скорость до 70 км/час и выше (это не главный, но тоже показатель), при этом каждая деталька, каждый элемент что-то весомо значит и максимально работает на общую цель. Ничего лишнего, как в космическом аппарате, даже провода оптимизированы по количеству, сечению, длине и сведены к минимуму. И даже емкости для необходимой мелочи оптимально интегрированы в объеме машины без помех для главного дела – например, ступица руля используется, как маленькая ниша.

Обычно в досье на такие машины лучшей характеристикой выступает послужной список непосредственно с мест «боевых действий». «Аватар», созданный с расчетом какое-то время быть на голову выше многих современников, успел оправдать вложенные средства (не менее миллиона рублей) за недлинный период своего существования. В сезоне 2013-2014 он принял участие в восьми региональных соревнованиях, где взяты два вторых места и одержаны четыре убедительные победы. Взятие контрольных точек на трофи-ориентировании О сплоченности экипажа и машины говорят даже вещи из разряда мистических: недавно и почти одновременно травмировал левую руку Андрей (не в соревнованиях), порезал пальцы левой руки Владимир, и вышла из строя «рука» «Аватара» – одна из его стоек заклинила, причем тоже левая! Так что пока ребята на больничном (желаем скорейшего выздоровления), а машина ждет новую деталь, в трофи-битвах мы их не увидим, но уже осенью экипаж «Аватара» вновь должен порадовать своими способностями. Ну и, конечно же, появится «Аватар» на БайкалМоторШоу-2014. Подать заявку на БайкалМоторШоу На сайте идет голосование по определению лучшего автомобиля БайкалМоторШоу-2014, которое пройдет в Иркутске 6-7 сентября. Голосование продлится вплоть до начала церемонии награждения 7 сентября. Лучший, по мнению посетителей сайта, автомобиль получит Гран-при в номинации «Выбор пользователей ».

Смотрите Каталог заявок на участие в БМШ-2014 и голосуйте за понравившийся проект Фотобонус Василий Ларин, фото автора и из архива Андрея и Владимира Селюк

Add a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

© Copyright 2000 Automobile center