general: info@avtocentr.in.ua, advertising: pr@avtocentr.in.ua

Автоспорт МОЖЕТ БЫТЬ опасен. Обзор гоночного уикенда в Монце

«Автоспорт МОЖЕТ БЫТЬ опасен» Именно в таком варианте эта фраза была написана на моем баджике с аккредитацией на гоночный уикэнд на одной из стариннейших трасс мира – Монце. И вправду же: автоспорт НЕ опасен, а может быть таковым. Не знаю, хорошо это или плохо, но три дня в начале весны – 8,9 и 10 апреля – подтвердили для меня это выражение. Может быть опасен. А может и не быть. После по-осеннему холодной и заснеженной Москвы +31 градус по Цельсию в Италии, совершенно нехарактерный для этого времени года, выглядел раем.

Тем более, что путь под горячим итальянским солнцем лежал в Монцу. История, которую можно пощупатьКороткая справка. Трасса Monza – один из старейших автодромов в мире. Его первая конфигурация была построена еще в 1922 году и состояла из двух частей – кольца протяженностью в 4,5 км и длинной прямой в 5,5 км. Трасса перестраивалась много раз. Последние изменения затронули ее в 2000 году, когда были изменены шиканы в конце главной прямой, а также была модифицирована и вторая шикана. Длина трассы в текущей конфигурации составляет 5,793 км. Автодром состоит из трёх трасс: главная (Гран-при) длиной 5,793 км, «младшая» (Junior) трасса длиной 2,405 км и заброшенный высокоскоростной овал длиной 4,25 км. Наиболее интересные повороты главной трассы – это Curva di Lesmo, Curva Parabolica, и Variante Ascari (названный в память о погибшем именно здесь в 1955 году во время тестов для Ferrari Альберто Аскари). Трасса наиболее известна проведением Гран-при Италии Формулы-1 и примечательна тем, что пилоты проходят её на полном газу на большей части круга из-за его длинных прямых участков. Считается, что эта достаточно прямая трасса с маленькими перепадами высоты испытывает в большей степени мощность двигателей, нежели мастерство водителей. Именно на трассе Monza в 1966 году проводились съемки знаменитого фильма Gran Prix с Ивом Монтаном в главной роли.

А помимо сухой информации хочется добавить: трасса расположена в старом и очень красивом парке. Вокруг огромные деревья, тропинки и дорожки и даже какие-то старинные постройки, возле которых на травке пасутся гуси и козы. Это отдельный мир, здесь все проникнуто красотой и спокойствием, и это удивительно гармонично сочетается с ревом моторов, запахом раскаленных тормозов и горячих покрышек. В нескольких метрах от трека люди катаются на велосипедах, бегают, приезжают на пикник – и никакой гринпис никому не докучает, все участники местной жизни абсолютно довольны собой и друг другом. Самое интересное, что тут же сохранились старые трибуны – каменные скамейки, – и части старого трека – невероятно профилированного асфальтового овала, по которому гоняли на «картонных» таратайках без всяких современных средств безопасности до 1932 года. Italia в ИталииВ этот уикэнд в Монце проходило сразу несколько соревнований в различных гоночных сериях. Самой главной и важной для меня был первый этап Ferrari Challenge Europe, в котором вот уже четвертый сезон выступает российская команда Ferrari Team Russia. О прошлогодних финалах мы уже писали: ВСЕ КРАСНОЕ! Репортаж c финального этапа Ferrari Challenge.

В этот же раз было несколько точек притяжения. Во-первых, сама трасса, во-вторых, были любопытны сопутствующие гонки, ну и в-третьих, что самое важное – российская команда выступала на абсолютно новых автомобилях – Ferrari 458 Italia, которые разительно отличаются от Ferrari F430. И это сказывается, прежде всего, на результатах: при прочих равных (трасса, температура воздуха, температура асфальта) 458-я «везет» 430-й порядка 7 (!) секунд, и это невероятный инженерный результат. За счет чего же это происходит? Прежде всего, конечно, за счет мощности. При незначительной разнице в объеме двигателя (4,5 литра у «Италии» против 4,3 литра у F430-й) новый автомобиль прибавил в мощности 85 л. с. Ferrari 458 получила новую вариаторную коробку с двухдисковым сцеплением, новую спортивную систему выпуска, измененный электрический дифференциал, новые спортивные стойки, амортизаторы и пружины, новые специальные тормозные колодки (диски остались прежними).

Это что касается основных узлов и агрегатов. Из дополнительных опций: появилась встроенная система телеметрии, новые облегченные диски, каждый из которых весит не больше 5 кг, пластиковые стекла, включая лобовое, и видоизмененные бампера из фибергласа. По словам пилотов российской команды, новая Ferrari не машина, а мечта. Раньше невозможно было и подумать о такой управляемости и такой мощности. Новый сезон – новые правилаВ этом году слегка изменился формат соревнований и правила.

Теперь вместо двух 40-минутных гонок проходит одна 25-минутная, и одна 35-минутная. Объяснений тому есть два: первое, что организаторы были вынуждены сократить время из-за прямых телетрансляций, а второе, что при увеличившейся мощности автомобилей объем топливного бака остался прежним – 100 литров, и организаторы побоялись, что при определенных обстоятельствах его может не хватить на 40-минутную гонку. С изменением формата соревнований поменялась и система начисления баллов. За вторую гонку дают на 2 очка больше, чем за первую, плюс добавили очко каждому пилоту на выход на стартовую решетку. И что самое главное: изменилось правило старта.

Поскольку старт в гонках Челленджа дается с ходу, то раньше можно было ускоряться после пересечения стартовой полосы, а сейчас это разрешается делать сразу, после включения зеленого сигнала светофора. Именно это правило нас слегка и подвело Forza, Россия! Основной состав Российской команды в этом году остается практически неизменным. В Монце честь России защищали 3 пилота.

Наш известный гонщик Алексей Васильев и молодой, но от этого не менее талантливый, Александр Скрябин. Оба они выступали в зачете профессионалов Trofeo Pirelli на ярко-синих автомобилях в цветах России. Третий пилот – Олег Чип – был заявлен в любительский зачет Coppa Shell, на такой же, но красной Ferrari 458. Первый из трех дней был посвящен тестам и тренировкам, суббота – квалификации и первой гонке, в воскресенье прошла вторая гонка этапа. Еще во время первых тестов за несколько недель до гонки у российских пилотов все складывалось на редкость удачно. Времена, которые они показывали, оказывались чуть ли не лучшими среди всех. Был шанс на победу, хотя тесты и гонка – это две большие разницы И вот наступила суббота.

С утра прошло две квалификации. На стартовой сетке первой гонки пилоты расположатся по итогам первой квалификации, на второй гонке – по результатам второй квалификации. В первой квалификации первое время показал Алексей Васильев – 1.52.309, тем самым заработав себе поулпозишн, а второе Александр Скрябин – 1.52.656. Вторая квалификация по всем параметрам оказалась менее удачной. Несмотря на то, что у Скрябина был первый результат, Васильев приехал лишь на восьмую позицию, а Олег Чип вообще не справился с автомобилем в одном и поворотов и от души приложил его в бетонный отбойник. Глядя на рассыпанные вокруг детали, было понятно, что на старт в текущий уикэнд эта машина вряд ли выйдет. Особенность Ferrari Challenge как монокубка, и особенно это касается скоростного трека в Монца, состоит в том, что тут главное не допустить ошибку – при старте и в дальнейшем на трассе. При прочих равных, тут все зависит от мастерства пилота и от того, насколько у него крепкие нервы. Первая гонка, состоявшаяся в субботу, изначально благоприятствовала нашим спортсменам.

Первое и второе места на стартовой решетке во многом являются залогом победы. К сожалению, Саша Скрябин не сумел избежать ошибки, которого при старте с хода более опытные соперники оттеснили сразу на четвертую позицию. А потом ему пришлось еще подвинуться. Как итог – в абсолюте он пятый.

Алексей же сумел удержать первую позицию, несмотря на то, что Роберт Пергл из Чехии и Макс Бланкарди из Италии буквально висели на хвосте и ждали любой ошибки. «Начало сезона и первая гонка всегда очень ответственное событие. Они во многом определяют весь последующий сезон, уровень команды и отношение со спонсорами, – говорит Алексей. – Поэтому я, конечно, волновался перед стартом, да и потом постоянно ощущал прессинг со стороны Макса Бланкарди, который не переставал меня преследовать. Но я понимал, что смогу его сдержать». Вторая гонка оказалась не столь пресной.

Эффектный общий старт и борьба за позиции – тем не менее, Скрябину удается удержать первое место. Более того, он сразу уходит в отрыв. Однако уже на третьем круге один из участников на Ferrari F430 «раскладывает» свой болид так, что обломки оказываются раскиданы по всей трассе, выходит пейскар, и достижения всех пилотов сводятся практически к стартовой позиции. Несколько кругов за пейскаром, видимо, сказались на нервах пилотов, и после ухода автомобиля безопасности борьба начинается с новой силой. Скрябина начинает атаковать француз Франсуа Якубовски, который перед этим выходит на вторую позицию. Но Саше удается отбить его атаку, а затем Якубовски и вовсе сходит из-за технических проблем.

Скрябин так и возглавляет пелотон до финиша. В группе, где едет Васильев, тоже происходит борьба «между всеми». Алексей пользуется всеми возможностями, чтобы повысить свой статус в гонке, и ему это удается. Однако во время одной из атак его практически «выталкивает» на обочину чех Йан Данис, и в результате скачков по поребрику и гравию у него на автомобиле отключаются практически все электронные системы. Остается рассчитывать только на мастерство. Но этого у Алексея в избытке. Он выжидает, и в дальнейшей борьбе между двумя опережающими соперниками ему удается подняться до 4 места.

Однако впереди продолжает держаться все тот же чех. Преследование Алексея начинает действовать ему на нервы. За круг до окончания гонки в повороте Параболика он все же ошибается, зайдя слишком широко в поворот, и вылетает, чем пользуется Васильев и… выходит на третье место!!! В итоге за две гонки уикэнда Российская команда зарабатывает две золотые награды и одну бронзовую, что выводит ее на первое место в командном зачете, а Васильев и Скрябин имеют равное количество очков (по 25) с Максом Бланкарди. Отдельно хочется добавить, что в Ferrari Challenge, правда в зачете старых автомобилей F430, выступал и еще один россиянин – Александр Моисеев, в команде Motor Piachenza, спонсорскую поддержку которой оказывает лаборатория Касперского. И хотя в этом зачете состязалось всего три пилота, нужно заметить, что Александру удалось подняться даже на первое место. И мы поздравляем его с этим!

Другие гонкиПараллельно с Ferrari Challenge в это уикэнд проходило еще несколько автосоревнований: гонки Superstars и GT-Sprint. Суть серии GT-Sprint во многом заключается в ее названии: между собой соревнуются автомобили GT. В Монце ехали Ferrari (преимущественно А430), Porsche 997, пара Lamborghini Gallardo и даже корвет Z06 R GT-3. И если GT-Sprint оказался для зрителей довольно скучным зрелищем, то вот серия Суперстарз была наполнена настоящей борьбой. Это национальная итальянская серия, которая существует с 2004 года, но постепенно расширяет свою географию. Изначально в серии могли принимать участие только 4-дверные седаны с двигателями V8 объемом 3-7 литров и длиной не менее 4,2 метров.

Слегка напоминает NASCAR, не правда ли? Но поскольку серия стал расширяться, и желающих участвовать с каждым годом становится все больше, то были разрешены и двухдверные авто, а понятие седана заменили «четырехместным автомобилем». И если все начиналось с 9 типов автомобилей, то теперь их уже 15. При этом возможны различные доработки двигателя, которые компенсируются весовым гандикапом. Чем лучше ты едешь, тем больше веса тебе добавляют в автомобиль. Однако и этому есть лимит: 110 кг. Свое название серия получила, видимо, из-за того, что в ней продолжали гонять бывшие звезды автоспорта – в том числе бывшие формулисты, заводские гонщики и даже спортсмены, не имеющие никакого отношения к автоспорту – в том числе один известный итальянский горнолыжник.

В этот раз гонки Суперстарз складывались довольно шустро. Одним из неизменных лидеров был нежно-розовый Mercedes AMG C63 под управлением Микелы Черрути. Микела была не единственной девушкой в серии, но две другие – Андреа Кьеза на Maseratti Quatroporte и Франческа Линози на BMW M3 E92 – так и не сумели составить ей достойной конкуренции. Впрочем, как и остальные. Быстрый и отлично управляемый розовый мерседес привез свою пилотессу на второе место в первой гонке, и на первое – во второй.

Выступал в серии Superstars и еще один пилот с русским именем и под российским флагом – Алессандро Кузькин на Chevrolet Lumina CR. Однако в этот уикэнд ему явно не везло. В первой гонке он приехал 15-м, а во второй вообще сошел после того, как у него разбортировалось колесо, и машина в низком обвесе получила серьезные кузовные повреждения. Произошло это за круг до финиша. Алессандро был расстроен и не слишком разговорчив, однако этого было достаточно, чтобы понять, что «по-русськи я не говорит!». А на вопрос, почему он выступает под русским именем и флагом, ответил на английском: «У меня мама наполовину русская, решили, что это будет выгодно с точки зрения маркетинга!» Вот так вот теперь в международном автоспорте ценится российская атрибутика! А вообще хочется сказать, что за последние несколько лет количество русских имен в международном автоспорте увеличивается в геометрической прогрессии. И если раньше мы занимали последние места, то теперь уже находимся на лидирующих позициях. Жаль только, что это никак не сказывается на развитии автоспорта в самой России Мария Мельникова

Add a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

© Copyright 2000 Automobile center